Одним из важных направлений интеграции новых регионов в Россию является формирование в них систем школьного и среднего профессионального образования, соответствующей федеральным стандартам. О том, как идет этот процесс, какие достигнуты успехи и какие есть трудности, рассказал министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

В России сейчас идет Год педагога и наставника, и особое внимание уделяется подготовке кадров для работы в школах. Как обстоят дела с педагогами в новых регионах, ведь там долгие годы уничтожали классическую систему образования? Насколько учителя там готовы работать в современной российской системе образования, какой процент необходимо отправлять на переподготовку? Сколько учителей ее уже прошли?

Постоянно говорю о том, что педагоги в новых регионах — настоящие герои. Несмотря на сложную ситуацию, моральное давление, угрозы со стороны киевского режима, они достойно выполняют свой профессиональный долг — учат и воспитывают детей! Сегодня в образовательных учреждениях новых регионов работают более 46 тысяч педагогических работников.

СПРАВКА
В настоящее время в новых регионах России трудятся:
31 986 педагогов образовательных организаций
10 578 педагогов детских садов
2 861 педагог в организациях среднего профессионального образования
1 132 мастера в организациях среднего профессионального образования

Есть разница в укомплектованности кадрами в зависимости от региона, от каждого учреждения. Невозможно не брать во внимание те последствия, которые достались нам от киевского режима, а именно — отсутствие системной поддержки и развития учителей, уже имевшийся недостаток в кадрах до СВО, а также после ее начала — вынужденный переезд части жителей в целях обеспечения их безопасности. Поэтому особая благодарность тем учителям, которые продолжают работать. Уверен, они видят позитивные изменения, происходящие в системе образования новых регионов.

В первую очередь, этому способствует повышение квалификации педагогов. Более 30 тысяч учителей и управленцев в сфере образования прошли соответствующие курсы. Они познакомились с интересными методиками, проектами, изучили единые федеральные программы. И теперь на своих местах применяют полученные знания.

Важно формировать педагогические кадры на местах. Поэтому четыре педагогических университета новых субъектов переданы в ведение Минпросвещения России. Сейчас они преобразованы в Азовский, Донецкий, Луганский и Херсонский государственные педагогические университеты. Педагогические вузы активно интегрируются в единое образовательное пространство страны, мы назначили для них вузы-кураторы из числа подведомственных Минпросвещения.

Сколько всего учреждений работают в новых регионах?

На территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей сегодня действуют более 2 600 образовательных организаций: это детские сады, школы, организации СПО, педагогические вузы. Мы внимательно следим за тем, чтобы дети получали качественное образование. Если нужно — помогаем и регионам, и отдельным школам методически. С регионами-шефами работаем над тем, чтобы в школах было необходимое оборудование, мебель, учебники, спортивный инвентарь.

Донецкая и Луганская Народные Республики шли к интеграции в российскую систему образования восемь лет, Запорожская и Херсонская области прошли этот путь намного быстрее. Но фактически с сентября 2022 года все новые российские регионы влились в единую систему образования. Один из важных показателей — по итогам 2022/23 учебного года порядка тысячи одиннадцатиклассников из новых регионов, несмотря на право поступить в университет по итогам внутренних вступительных испытаний, попробовали сдать ЕГЭ.

Да, конечно, многое еще нужно сделать, в первую очередь с инфраструктурой — школы в новых регионах при Украине не ремонтировались годами, зачастую с момента постройки. Но и эту проблему мы постепенно решаем. Только в этом году в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях будет отремонтирована 521 образовательная организация, в том числе 312 школ. Это высокие темпы, и надеюсь, в следующие годы их удастся сохранить.

А как дела обстоят в дошкольном образовании? Хватает ли здесь кадров?

Кадровый состав в принципе также укомплектован. В более 1 тыс. детских садов четырех регионов работают около 11 тыс. воспитателей. Здесь нет никакой необходимости привлекать к работе специалистов из других регионов.

Не хотите программу «Земский учитель» или ее аналог распространить на новые регионы?

Проект «Земский учитель», в рамках которого педагоги приезжают работать в сельские школы, в России успешно реализуется, он востребован. Количество учителей, переехавших на работу в сельскую местность за время его реализации, составило более 5 тыс. человек. Пока планируем распространить программу еще на три региона — Луганскую и Донецкую Народные Республики и Запорожскую область. Обо всех подробностях дополнительно расскажем.

Вы сами ведь тоже часто ездите в новые регионы? С кем общались, встречались ли с учителями, какие проблемы они поднимали на встречах?

Регулярно посещаю новые регионы — это и осмотр инфраструктуры, и встречи с педагогами, родителями, школьниками. Держу на личном контроле многие вопросы. Например, на новые регионы распространяются все важные федеральные проекты — выплаты за классное руководство, обеспечение бесплатным горячим питанием школьников младших классов и другие. В школах и колледжах работают советники по воспитанию, которые занимаются развитием театральных кружков и спортивных клубов.

Старшеклассники в Херсонской и Запорожской областях пошли в школу уже после событий 2014 года, когда власти Украины активно начали дискриминировать русский язык. Есть ли у детей в этих областях сложности с изучением русского языка, русской литературы и других предметов на русском языке?

Мы проводили замер учеников 7-х и 9-х классов. В целом у ребят не зафиксированы трудности в использовании русского языка при написании работ. Есть эпизодическое употребление слов из украинского языка, но с учетом учебных планов образовательных организаций, в которых отведено не менее 5 часов на изучение государственного русского языка, в ближайшее время пробелы в знаниях обучающихся будут устранены.

Недавно в СМИ подробно освещался скандал вокруг предполагаемого принуждения к изучению украинского языка в школах Запорожской области. Вы разбирались в этой ситуации, что там на самом деле произошло? Действительно ли руководство школы «заставляло» родителей писать заявления для изучения украинского языка, как это писали СМИ? Какие решения были приняты по итогам анализа ситуации?

Мы с коллегами из Запорожской области и всех остальных новых регионов неоднократно говорили, что изучение родного языка — это право, установленное федеральным законодательством. У нас в стране изучаются разные родные языки. Украинский язык — не исключение. Конечно, не в ущерб русскому государственному языку, который в рамках учебного плана должен изучаться, как я уже упомянул, 5-6 часов в неделю.

Отмечу, в рамках часов родного украинского языка наши ребята изучают классический вариант украинского языка. Мы уже разработали и поставили в регионы пособия по классическому украинскому языку для 1-4 классов, в разработке находится соответствующие материалы для 5-11 классов.

Что касается принуждения к изучению украинского языка — его мы не зафиксировали. Наоборот, при поступлении детей в школу родители вправе выбрать, какой родной язык в рамках вариативной части программы будет изучать их ребенок.

Также украинские власти явно рассказывали школьникам об «агрессии России», насаждали нацистскую идеологию и говорили, что жители соседних ДНР и ЛНР враги. Проводятся ли в рамках уроков истории или «Разговоров о важном» какие-то специальные просветительские мероприятия?

У нас есть замечательный проект для ребят из новых регионов — «Университетские смены». В 2023 году в нем приняли участие порядка 15 тысяч детей. Старшеклассники получают возможность познакомиться с российскими вузами, а также узнать новое о российской истории, культуре.

Вы знаете, ребята признаются, что им этого раньше не рассказывали, они многих фактов не знали. Думали, что Россия — враг. Они возвращаются в свой регион, делятся впечатлениями с друзьями, и эффект от полученных новых правдивых знаний усиливается.

Благодаря еще одному проекту «Лица дружбы» школьники из новых регионов общаются со своими сверстниками из других регионов. Вместе реализуют совместные образовательные проекты и творческие программы, воплощают в жизнь интересные начинания. География проекта расширяется, а одной из площадок, на которой ребята встретились летом, стал легендарный «Артек».

Немаловажно, что мы поставляем в новые регионы качественные учебники и отечественную художественную литературу. Уже сейчас по единому учебнику истории учатся школьники 10-11 классов ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, как и вся страна. В нем изложены причины и те события, которые привели к началу СВО. Так ребята из каждого региона России смогут владеть достоверной информацией, из которой сами сделают выводы. Нам не нужно проводить какие-то специальные мероприятия, ребята сами видят, что все не так, как им рассказывали раньше.

Можете рассказать подробности, что еще будет в учебниках истории про новые регионы? Или, например, по географии?

Как я уже сказал, сегодня разрабатываются единые учебники по всем предметам. В новом едином государственном учебнике по истории для 10-11 классов есть разделы о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией, а также присоединении новых регионов, специальной военной операции, наших героях.

Этот учебник содержит дополнительную информацию, которая доступна по куар-кодам. Сам же он наполнен живыми историями сегодняшних молодых героев. Один из самых юных Героев России — Тимофей Матвеев из Еврейской автономной области. Он лично уничтожил 10 танков и бронемашин противника. Высокую награду гвардии ефрейтору вручил Президент Владимир Путин. Таких историй в учебнике очень много, и дети, читая их, будут воспитываться на героических поступках своих современников.

До конца 2025 года будут подготовлены государственные учебники по всем обязательным предметам, и в ближайшие пять лет осуществим полный переход на новые учебники. Например, к 1 сентября 2024 года будет готов учебник по географии для старшей школы, а также по истории для 5-9 классов. Пока работа над ними еще ведется

Будут ли включены вопросы об СВО и новых регионах в вопросы Олимпиад для школьников?

Задания всероссийской олимпиады школьников по истории составляются на основе содержания федеральных государственных образовательных стандартов и рабочих программ. И в них есть темы, посвященные специальной военной операции, новым регионам. Примеры конкретных заданий приводить не буду, они — конфиденциальны. Во всяком случае, до начала соответствующего этапа олимпиады.

Принято решение, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» будет переименован в «Основы безопасности и защита Родины». Какие компоненты уроков ОБЖ будут изменены или усилены?

Закон о переименовании предмета ОБЖ в «Основы безопасности и защиты Родины» вступит в силу с 1 сентября 2024 года, а внедрение всех изменений будет поэтапным, включая повышение квалификации педагогов.

Сейчас сформирована рабочая группа, которая приступила к доработке программы ОБЖ и разработке единого учебника. Акцент в работе экспертов, методистов будем, конечно же, делать на усилении тех компонентов предмета, которые связаны именно с защитой Родины.

На территории Херсонской и Запорожской областей, Донецкой и Луганской Республик много учреждений среднего профессионального образования, они пользуются популярностью не только у местных абитуриентов, но и среди поступающих из соседних областей юга России. Подключаете ли компании к проекту «Профессионалитет» в этих колледжах?

Экономический потенциал новых регионов значителен. Мы запустили процесс перезагрузки системы СПО и работаем над тем, чтобы закрыть кадровые потребности местных предприятий, внедрить инновационные технологии и, как следствие, вывести экономику на новый уровень.

Проделана огромная работа по обеспечению перехода на российские образовательные стандарты: приведены в соответствие программы, учебные планы, представители новых регионов участвуют в чемпионатном движении (Чемпионат высоких технологий, Абилимпикс, Профессионалы), а также во Всероссийском конкурсе «Мастер года».

Федеральный проект «Профессионалитет» стал драйвером трансформации системы СПО в нашей стране. Уже 1 сентября текущего года торжественно открыты два образовательных кластера Профессионалитета на территории Донецкой Народной Республики: один на базе Шахтерского педагогического колледжа в целях подготовки педагогов для образовательных учреждений региона, второй на базе Донецкого политехнического колледжа осуществляет подготовку кадров для предприятий, работающих в сфере информационно-коммуникационных технологий. Участие в программе принимают 26 работодателей региона.

Более 600 первокурсников уже приступили к обучению по таким востребованным программам как: дошкольное образование; преподавание в начальных классах; педагогика дополнительного образования; специальное дошкольное образование; компьютерные системы и комплексы; сетевое и системное администрирование; информационные системы и программирование; монтажник связи.

В 2024 году свои двери для студентов откроют еще три кластера: два по отрасли сферы услуг в ДНР и ЛНР и еще один по направлению коммуникационных технологий в ЛНР.

СПРАВКА
Горловский колледж технологий и сервиса и Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства совместно с другими образовательными организациями региона, вошедшими в кластеры Профессионалитета, будут готовить востребованных специалистов по поварскому и кондитерскому делу, специалистов в сфере производства продуктов питания и экспертизы качества потребительских товаров.
На базе Луганского колледжа информационных технологий и предпринимательства с 1 сентября 2024 года начнется подготовка специалистов для отрасли связи и коммуникационных технологий по таким профессиям и специальностям как: оператор информационных систем и ресурсов; компьютерные системы и комплексы.

Кстати, возвращаясь к чемпионатному движению. В сентябре этого года в Великом Новгороде прошел Чемпионат высоких технологий, который ориентирован на «специальности будущего». Представители ДНР и ЛНР приняли участие в предшествующих финалу этапах по самым высокотехнологичным компетенциям (летающая робототехника, геопространственная цифровая инженерия, технологии развития городов и территорий, нейросети и большие данные, биохимические технологии и моделирование процессов).

В октябре на территории ДНР успешно прошел Отраслевой чемпионат по профессиональному мастерству. Соревновались по шести компетенциям: преподавание в младших классах; дошкольное воспитание; программные решения для бизнеса; малярные и декоративные работы; сухое строительство и штукатурные работы; организация строительного производства. Площадками чемпионата были образовательные организации города Мариуполя. Данный чемпионат стал первым чемпионатом по профессиональному мастерству на территории новых субъектов Российской Федерации.