Мелитополь, 28 января — ЗАН. Все отечественные авиаперевозчики обязаны к сентябрю 2025 года иметь внутренний документ, который обосновывает их тарифную политику. Отсутствие такого документа будет рассматриваться как нарушение. Об этом заявила на круглом столе в Совете Федерации директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ Вероника Ходырева.
«Ожидаемый результат от ввода коммерческих политик — это более умеренное ценообразование авиакомпаний на монопольных рынках в связи с прозрачностью контроля за ценообразованием. Этим самым, по сути, решается вопрос более доступных авиаперелетов», — приводят «Известия» слова генерального директора Центра стратегических разработок на транспорте Антона Кореня.
В то же время гендиректор ООО «Ранавиа» Андрей Патраков надеется, что потолка цен на авиабилеты не будет: такое искусственное ограничение может сдержать рост цен лишь в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной — привести к уходу бизнеса с рынка.
«В условиях нарастающего дефицита мощностей из-за сокращения парка самолетов введение потолка цен только усугубит и без того непростую ситуацию на этом рынке. Авиакомпании уже и так стараются экономить на всем последние два-три года. На примере экономии „Аэрофлота“ на ключевом персонале это уже привело к серии скандалов с бортпроводниками и пилотами. А это негативно сказывается не только на нормах обслуживания пассажиров, но и прежде всего на безопасности полетов», — отметил Патраков.
В настоящий момент антимонопольный регулятор изучает коммерческие политики 15 авиакомпаний. В Центре стратегических разработок на транспорте ожидают, что нововведение станет инструментом для будущего объективного контроля со стороны ФАС. Антимонопольная служба и Минтранс направили в авиакомпании совместное письмо с рекомендациями по формированию основных положений коммерческих политик перевозчиков.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин предполагает, что новый механизм может быть реализован через установление предельных цен на определенные категории билетов или по определенным направлениям. С одной стороны, потолок цен может привести к снижению доходов авиакомпаний, что повлияет на их способность инвестировать в развитие инфраструктуры и улучшать качество обслуживания, но с другой — конкуренция между авиакомпаниями может стимулировать их искать новые пути повышения эффективности и качества услуг, убежден Катырин.