Мелитополь, 26 марта — ЗАН. Запорожская АЭС может частично возобновить работу в течение двух-трех месяцев после объявления перемирия на Украине. Об этом в интервью агентству Reuters заявил глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси, добавив, что для выхода АЭС на полную мощность потребуется больше года.

«Это вопрос нескольких месяцев, а для возобновления работы Запорожской АЭС в полном масштабе с запуском всех шести энергоблоков, вероятно, потребуется больше года. Возможно на это уйдет и больше времени», — сказал Гросси, добавив, что задействовать сразу все шесть реакторов «будет трудно, но не невозможно».
По его словам, обеспечение необходимых запасов воды для охлаждения реакторов ЗАЭС будет оставаться проблемой, однако в случае прекращения огня Гросси ожидает «значительной активизации усилий», направленных на решение этой проблемы.

«Мы бы хотели иметь возможность взять паузу, чтобы убедиться, что в этом районе больше не ведутся активные боевые действия, — сказал Гросси. — После этого возможен ощутимый прогресс, поскольку можно будет перейти в невоенный режим [эксплуатации АЭС]», — приводит его слова ТАСС.

Глава МАГАТЭ также подчеркнул, что поддержание работоспособности ЗАЭС и ее безопасности «профессионально обеспечивается и контролируется» российской стороной.

ЗАЭС включает шесть энергоблоков суммарной мощностью 6 ГВт. Это самая крупная атомная станция в Европе. Подразделения украинской армии периодически обстреливают как жилые районы Энергодара, так и территорию станции. Все шесть блоков Запорожской АЭС находятся в состоянии «холодный останов» и не вырабатывают электроэнергию.

Ранее в Министерстве иностранных дел РФ заявили, что передать контроль над Запорожской АЭС другой стране невозможно, так как возвращение станции в российскую атомную отрасль давно свершившийся факт, который международному сообществу остается лишь признать. Там отметили, что идея участия в эксплуатации станции каких-либо международных организаций выглядит абсурдной, поскольку ни мандат, ни компетенция ни одной из них не позволяют им участвовать в эксплуатации ядерных объектов.