Мелитополь, 28 марта — ЗАН. Маршрут ротации миссии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по территории России гарантировал инспекторам спокойствие, в отличие от прежнего, украинского. Ротация команд и дальше должно проходить по территории РФ, сообщил директор ЗАЭС Юрий Черничук.

«Как и любому человеку, который видел те передряги, которые были в течение февраля на линии разграничения [РФ и Украины], я думаю, что им, конечно, было намного спокойнее. Зная, как проходили последние попытки [ротации] через линию соприкосновения, и как все прошло по маршруту, который мы [РФ] предложили, естественно, я думаю, удовлетворение и какое-то спокойствие у экспертов появилось», — приводит ТАСС слова Черничука.

Он также выразил уверенность, что смена команд МАГАТЭ в дальнейшем также будет проходить по территории РФ.

1 марта состоялась очередная ротация МАГАТЭ на Запорожской АЭС, маршрут впервые пролегал по территории РФ. При этом она должна была состояться месяцем ранее по традиционному маршруту через украинскую территорию, но ее дважды пришлось переносить из-за провокаций ВФУ. Чтобы найти решение, весь февраль шли напряженные консультации, включая встречу в межведомственном формате в Москве между генеральными директорами МАГАТЭ и Росатома. В итоге Минобороны РФ и Росгвардией была обеспечена безопасность проведения ротации.

17 марта постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил, что российская сторона больше не готова идти на ротацию МАГАТЭ на ЗАЭС через украинскую территорию, поскольку это опасно. Еще ранее постпред выразил мнение, что последний использованный путь может стать единственно возможным.

Ранее в Министерстве иностранных дел РФ заявили, что передать контроль над Запорожской АЭС другой стране невозможно, так как возвращение станции в российскую атомную отрасль давно свершившийся факт, который международному сообществу остается лишь признать. Там отметили, что идея участия в эксплуатации станции каких-либо международных организаций выглядит абсурдной, поскольку ни мандат, ни компетенция ни одной из них не позволяют им участвовать в эксплуатации ядерных объектов.