Иерусалим, 4 мая – ЗАН. Благодатный огонь сошел в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в канун православной Пасхи. Это событие предварялось несколькими часами молитв тысячи людей со всего мира, собравшихся засвидетельствовать появление Огня и затем зажечь от него свои свечи.
Сходит Благодатный огонь в Кувуклии - мраморной часовне над пещерой Гроба Господня, где по преданию, и был погребен Иисус Христос. По традиции в ночь накануне церемонии во всем Храме тушат свечи и лампады, а на погребальном ложе Иисуса раскладывают вату. Затем местная полиция осматривает часовню и опечатывает ее.
О церемонии схождения
Как правило, схождение Благодатного огня происходит днем. Его предваряет проход процессии священнослужителей по местам, связанным с последним днем земной жизни Христа. После этого они три раза обходят Кувуклию и, остановившись у входа, возглавляющий процессию Патриарх Иерусалимский снимает верхние одежды и остается в одном подряснике. Это дает всем присутствующим убедиться в том, что он не имеет при себе ничего для разжигания огня.
Войдя в Кувуклию, патриарх начинает читать молитву и через некоторое время Храм озаряется всполохами – это и есть момент схождения Благодатного огня. При помощи разложенной ваты патриарх, еще находясь в Кувуклии, зажигает от сошедшего Огня лампады и свечи. Затем он выходит из часовни и благословляет верующих, которые по цепочке от его свечей зажигают свои.
Частицы Благодатного огня в специальные «олимпийские» светильники также получают присутствующие в храме представители христианских церквей разных стран. После этого они отправляются в аэропорт, где на самолетах улетают в свои страны, чтобы успеть доставить частицу Огня к ночному пасхальному богослужению. Не исключением станет и российская делегация, которая по прибытию в Москву сразу же зажжет от приведенного огня несколько лампад, которые будут забирать представители епархий Русской Православной Церкви.
Исторически установлено, что церемонии схода Благодатного огня происходят в Храме Гроба Господня с четвертого века. Согласно свидетельства древних богословов, первым свидетелем появления нерукотворного света был апостол Петр, который в ночь после воскрешения Христа вошел в гробницу и увидел сияние, исходящее от пустого гроба.
Поверья, связанные с Благодатным огнем
Верующие, кто присутствовал в Храме Гроба Господня, уверяют, что в первые минуты Благодатный огонь не обжигает и многие стараются «умыться» им, дабы очистить себя от всех прегрешений.
Отдельные источники уверяют, что в тот день, когда Огонь не сойдет, станет последним в истории человечества и наступит конец света. Однако официальные представители христианских церквей такую легенду всерьез не воспринимают, ссылаясь на Священное Писание, где четко сказано, что о дне и часе конца света и второго пришествия «не знает никто, даже ангелы».
Также есть легенда, что в 1578 году Благодатный огонь сошел не в Кувуклию, а в одну из колонн при входе в Храм Гроба Господня и рассек ее. Сама колонна с расщелиной существует до сих пор, и многие паломники оставляют в ней записки с мольбами к Богу.
Версии происхождения Огня
Вопрос появления Благодатного огня неоднократно становился предметом спора между теологами, физиками, верующими и сторонниками материалистических теорий бытия. В частности, существовали версии о том, как в куполе Кувуклии специально оставляют зажженную свечу, от которой протягивают тонкие цепочки, натертые эфирным маслом. По другой теории Огонь рукотворно зажигают от лампады, спрятанной за иконой. Существовали и десятки прочих теорий – от точного расчета погодных условий до звуковых вибраций, способных вызвать реакцию горения при одновременной молитве в Храме. Но ни одна из них не имела прямых доказательств, оставаясь на уровне домыслов и легенд.
Церковь официально природу происхождения Огня не объясняет, однако многие священники не исключают, что даже если допустить рукотворность явления, следует верить именно в благодать Божественного Света, нисходящего в канун Пасхи Христовой.