Чуть более года назад в Запорожской области было создано Главное управление МЧС России. О том, как формировалась новая структура, какие у нее перспективы развития, а также о том, сколько человек работают пожарными в регионе и зачем часть из них носит бронежилеты в интервью ЗАН рассказал начальник Главного управления МЧС России по Запорожской области Дмитрий Кучерков. 

Дмитрий Александрович, как в Запорожской области появилось ГУ МЧС России, как личный состав воспринял перемены?

Наша служба создавалась на базе существующих подразделений Главного управления по ЧС военно-гражданской администрации, оно было создано 23 августа 2022 года. Оно также создавалось на базе существовавших в период украинского режима подразделений. Весь наш личный состав состоит из местного населения. У нас нет ни одно приезжего человека, все из Запорожской области.

Конечно, мы много потеряли сотрудников после начала специальной военной операции. Я тогда был начальником мелитопольского районного управления. Начало спецоперации по-разному повлияло на людей, но одинаково на подразделения области. Многие просто уехали, оставили свою работу и должность.

Совместно с губернатором Евгением Балицким, за что ему огромное спасибо, наша служба восстановила те пробелы, которые с начала военной операции образовались. Я считаю, что те, кто ушел, поступили подло, но им тогда казалось, что они поступают по совести. Незаменимых нет. Мы всех заместили быстро, но, конечно же, столкнулись с трудностями. Силами мелитопольских сотрудников, пока обучали новый личный состав, перекрывали бреши в противопожарной обороне. Мелитопольские парни ездили на смены и обеспечивали безопасность всей территории Запорожской области. Дежурили кто по неделе, кто по две, но территорию без прикрытия мы не оставили, за что огромное спасибо личному составу. Причем, я вспоминаю, даже никого заставлять не приходилось, сами приходили и говорили: «Я могу на неделю», «Ставьте меня на две, я могу на две остаться».

Как изменилась структура и служба запорожских огнеборцев в составе Российской Федерации?

Те люди, которые остались после начала спецоперации, поняли, что такое поддержка большой страны. Это было безумно приятно ощущать. Нам постепенно закрыли все наши потребности, которые на тот момент образовались. Местная ВГА приняла активное участие и практически все вопросы, которые были связаны с недообслуживанием, отсутствием ремонта в зданиях, технике, это все было зафиксировано и в кротчайшие сроки поставлено на ноги. Ну и по сей день поддержка не останавливается.

За период существования ГУ по ЧС ВГА Запорожской области, с 23 августа 2022, благодаря губернатору Балицкому и правительству региона мы на этих территориях сделали для подразделений больше, чем за последние 30 лет существования украинской власти. Мы начали активно менять кровлю на зданиях наших подразделений. Скажу честно, во всех частях, если на улице шел дождь, то он шел и внутри помещений. Техника не обслуживалась вовсе. В этом месяце мы приступим к реконструкции шести пожарно-спасательных объектов.

С 1 апреля мы начали активно принимать весь личный состав из ГУ по ЧС ВГА Запорожской области в ГУ МЧС России по Запорожской области. На сегодня мы перевели практически всех из старой структуры в новую. Сейчас будет создаваться ликвидационная комиссия, и останется только ГУ МЧС России по Запорожской области – это федеральная структура, но параллельно с этим в субъекте создается управление по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Сейчас наши подразделения включены во все возможные планы развития и переоснащения по программам МЧС России. Мы активно меняем все «вооружение», которое устарело и пришло в негодность по физическому износу и моральному. Благодаря поддержке МЧС России и ВГА мы ведем работу по приведению в соответствие всех подразделений Запорожской области.

Хватает ли личного состава для работы на территории Запорожской области?

Мы не только восполнили все пробелы в противопожарной обороне, но и продолжаем развиваться. На следующий год увеличиваем штат сотрудников. Сегодня у нас работают 1 095 человек, это на освобожденную часть Запорожской области. В следующем году мы планируем увеличить штат на 674 единицы личного состава. Но если говорить о количестве личного состава в Запорожской области, то на фоне соседних регионов мы пока проигрываем. В ЛНР численность - 4,5 тыс., в ДНР - 7,5 тыс., у нас и 2 тыс. нет пока, в Херсонской области - еще меньше.

В Запорожской области сейчас работает 27 подразделений, из них 21 пожарная часть и 6 пожарно-спасательных постов. Это не много. И когда происходят большие по площади пожары, такие как пал травы на полях, мы вынуждены вызывать резервные смены и задействовать резервную технику. С начала года произошло 3 905 пожаров. Сейчас, учитывая сухую погоду, в неделю в среднем тушим около трех сотен пожаров.

Увеличение сотрудников потянет за собой и увеличение технической базы, скорее всего?

Мы активно занимаемся восстановлением и ремонтом той техники, которую еще можно восстановить, но старая техника оперативно замещается новой. Мы сейчас получаем новые машины на базе «Урала NEXT». Это современные автоцистерны, хорошо продуманы и спроектированы. Работать на них - одно удовольствие.

В каких условиях приходится работать сотрудникам МЧС России по Запорожской области?

К сожалению, теперь в Запорожской области машины выходят из строя не от старости, а по причине обстрелов. Один новый «Урал» мы потеряли из-за ракетного удара. 4 января 2023 года наш расчет приехал в Васильевку на разбор разрушенных конструкций после прилета ракеты. Расчет производил тушение в подвальном помещении, и тут повторно в этот квадрат пришелся артиллерийский обстрел. Четыре человека нашего расчета пострадали очень сильно. Двое из них, к сожалению, не смогут уже вернуться на службу. Сейчас проходят врачебные комиссии. Хочу отметить, что руководство МЧС России, хотя мы тогда еще и не были в составе министерства, приняли активное участие в транспортировке и лечении наших ребят. Одному пришлось делать трепанацию черепа, осколок попал в голову, а остальным посекло ноги. Работали в бронежилетах, поэтому конечности сильно пострадали. Они до сих пор проходят реабилитацию. Да, сотрудникам в северных районах области, из-за активных обстрелов, помимо теплозащиты приходится носить еще и бронежилет. На работе всегда ожидаем подлых повторных обстрелов, а повторно прилетает практически всегда, но не приезжать мы не можем. Нас ждут люди.

МЧС России это не только пожарные, это спасатели, парамедики. Стало ли больше работы в связи со сменой структуры?

Работы стало больше, нашу службу привлекают и на автомобильные аварии. Мы ждем поставку гидравлического оборудования, которое так необходимого для вскрытия и разборки аварийного транспорта. Дороги в области стали лучше. Скорости стали выше. Коридор автотранспорта сейчас весь сформирован по новой трассе. Количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось. Зачастую ДТП происходит с участием грузового транспорта, поэтому те средства, что мы имели раньше, уже не отвечают требованиям, сейчас нас будут дооснощать. Мы получили на прошлой неделе 100 тонн пенообразователя для тушения горюче смазочных материалов, все подразделения благодарны МЧС России и отдельно министру, генерал-лейтенанту Александру Куренкову.

Личный состав сейчас обеспечен всем необходимым для того, чтобы выполнять все задачи. Форменная одежда, боевая защита, оборудование, средства защиты органов дыхания. Мы недавно получили 175 аппаратов, сейчас ждем поставку компрессорного оборудования для накачки их воздухом. На регулярной основе получаем средства связи. Уже все наши пожарные части мы перевели на новую радиосвязь. Сейчас заканчиваем перевод на новые радиостанции всего автопарка. Сейчас у нас на балансе 157 единиц техники. В этом году мы уже получили 20 единиц новой техники по программе переоснащения МЧС России, до конца года получим еще 12 новых машин.

А что уже запланировано на следующий год?

На следующий год у нас есть планы по созданию на нашей базе саперных подразделений, инженерных подразделений с тяжелой техникой, чтобы можно было иметь возможность пользоваться своими кранами, самосвалами, бульдозерами, и не привлекать сторонние организации. Самое страшное, что пока договариваешься с какой-то структурой, то теряешь кучу времени, а, имея свою технику, мы сможем спасти больше жизней и ликвидировать ЧС в кратчайшие сроки.