Мелитополь, 25 октября — ЗАН. Выставка «По окопам переднего края» открылась в начале октября в Музее современной истории России. Ее подготовили в рамках народного проекта «Уголь земли русской», при поддержке Минкультуры России, Президентского фонда культурных инициатив и Комитета семей воинов Отечества. Корреспондент Запорожского агентства новостей осмотрел экспозицию, чтобы узнать истории воинов и художников, которые пишут их портреты на передовой.
Творческий фронт
Выставка работает в основном здании музея — в центре Москвы, на Тверской улице. У входа в старинный особняк стоит французская «длинная» пушка «де Банжа» — во время Первой мировой войны тогда еще союзническая Франция поставила России 60 таких орудий. Больше века прошло, и теперь французские власти помогают неонацистскому киевскому режиму, направляя в зону СВО инструкторов, офицеров и технику — в частности, самоходные артиллерийские установки Caesar.
Проходим внутрь. Билет для взрослого стоит 200 рублей. Поднимаемся на третий этаж и сразу видим их — людей, ради которых сюда пришли: с фотографий улыбаются российские парни и мужики — одни задумчиво, другие открыто и радостно.
Сначала знакомимся с предысторией выставки, узнаем о создателях и авторах первого народного художественного движения «Уголь земли русской». Макс Фадеев — уроженец Славянска, который снимает боевые действия в Донбассе с 2014 года. Дмитрий Астрахань — военкор из Донецка. Илья Чистов — доброволец с Дальнего Востока, из легендарной 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, тоже режиссер. Фронтовой писатель «Итальянец», поэт-пулеметчик «Лихой» и поэт из спецназа ВДВ «Друид».
И, конечно, главные вдохновительницы движения — Олеся и Виринея Шигины с позывными «Малая» и «Мама». С них все и началось. Олеся — режиссер-документалист, руководитель культурных проектов Комитета семей воинов Отечества. Она поехала на фронт вслед за сыном — тот ушел на СВО добровольцем, и мать захотела снимать защитников Отечества там, на переднем крае. Ее дочь Виринея отправилась следом — писать портреты бойцов из фильмов матери. Она постепенно привлекла в свое движение других художников.
На стенах — десяток портретов. Вот — Олеся и Виринея, а вот их герои — такие разные: совсем молодые и уже умудренные, с бородой и гладко выбритые. И лишь во взгляде каждого есть что-то общее — как будто беспокойство. Возможно, за тех, кого они защищают. Цитата бойца с позывным «Калина» как раз кстати: «Мама не знает, что я на войне. Для нее я в дальнем плавании. Вернусь, все расскажу. Не хочу волновать. Она поймет…».
Истории в тишине
Олеся Шигина советовала смотреть выставку в тишине. И, действительно, это лучший способ проникнуться атмосферой. Кроме самих портретов здесь много историй о бойцах: от первого лица, в рассказах их товарищей. Представлены фронтовые заметки, стихи.
Многие портреты написаны углем — символом Донбасса и тепла. Кажется, что лица на них в копоти или нарисованы при плохом освещении. Но в то же время с каждой картины как будто льется свет — внутренний, душевный, родной.
Рядом проектор транслирует на стену видео Олеси и Виринеи Шигиных. Вот «Малая» обменивается аудиосообщениями с братом, который только ушел на СВО. А вот «Мама» рассказывает, как провожала сына на передовую. Говорят, что для Виринеи каждый боец как брат, для Олеси — как сын. Они привозят им письма от детей со всей России, необходимые вещи. И снимают их на службе.
За каждым портретом — яркая история. Смотря на них, понимаешь: Донбасс и Новороссию освобождают лучшие мужчины со всей страны. О ком-то из них мы знаем чуть больше — например, о легендарном морпехе «Струна», Герое России. Другие остаются в памяти по краткому названию портрета: «Ополченец», «Луганский танкист». Или по позывному: «Тор», «Орел», «Байкал».
Даня с позывным «Байкал» из Донецка. И к его портрету Виринея приложила короткую историю. Рассказывает, что позывные у наших бойцов не появляются просто так. Вот и Байкал — глубокий, прозрачный, мощный, загадочный. Хотя сама «Малая» назвал его «Гагариным», потому что для самой юной фронтовой художницы он воплощает идеальный образ русского самоотверженного солдата.
В большом зале выставлены награды и форма павших героев, портреты героев защиты Донбасса — Гиви, Моторолы, Мозгового. И конечно, Александра Захарченко — Бати. Здесь же — одна из ключевых картин — «Благословение матери» Александра Новоселова. Их даже две: первую, написанную углем, представили еще на международной выставке-форуме «Россия». Рядом с ней вторая версия — уже в цвете. Можно сказать, что это «Родина-мать зовет» нашего времени. Седая женщина в платке крестит колонну военных грузовиков с характерным символом Z на капотах, на ветровом стекле ближней машины — образ Богоматери.
Выхожу из музея в осенний дождливый вечер. И вдруг приходит осознание: это ведь Тверская! По ней наша техника едет на Парад Победы! Значить однажды, не так уж много времени пройдет, и по ней поедут и пойдут герои СВО. На парад уже новой Победы. Дай Бог, чтобы среди них были и те, чьи портреты выставили в Музее. Они это заслужили.