Мелитополь, 30 августа, — ЗАН. Центр реабилитации для крупных хищников Васильевки Запорожской области (среди жителей — «Васильевский зоопарк») воспитывает детенышей обезьян гамадрилов. О жизни приматов и работе зоологического уголка в условиях СВО корреспонденту Запорожского агентства новостей рассказал хозяин реабилитационного центра Александр Пылышенко.
Центр реабилитации для крупных хищников существует более 20 лет и продолжает функционировать, несмотря на близкое расположение к линии боевого соприкосновения. Основан он местным жителем, кузнецом и художником Александром Пылышенко, который находит возможность не только спасать жизни животным, попавшим в трудную жизненную ситуацию, но и систематически улучшает условия их содержания.
Например, недавно в семье плащеносных павиан, или гамадрил, появились две девочки, которым шесть и семь месяцев. Пылышенко заботится о малышах и их родителях.
«Дежурных имен в принципе не хочу никому давать. Знаете, как медведь, значит, Миша или Маша, если попугай, то Кеша. Это вообще не наш случай. Пусть они подрастут. Как они будут дальше себя показывать, такие и присвоим им имена. Можем не отказаться даже от каких-то предложений», — пояснил владелец.
Маленькие обезьянки очень разные. Одна — блондинка: у нее светлый окрас и проборчик на голове. Вторая брюнетка: волосики на голове черные и проборчика нет. Обе питаются молоком мамы.
«До года приблизительно у них это должно продолжаться. Но уже несколько недель как пробуют есть сухую еду: овощи, фрукты, какие-то зерна. Мы иногда даем им лакомство в виде собачьего корма, листья деревьев, траву», — отметил Пылышенко.
Он рассказал, что эти животные получают в рацион курятину, а также говядину.
«Практически 2-3 раза в неделю они получают мясо. Но, в основном в их рационе, конечно, фрукты или овощи: морковка, яблоки, сливы, абрикосы, черешня, вишня, смородина. Сочная трава — это тоже часть их рациона. Вот такие они создания. У всех посетителей эти обезьяны всегда пользуются вниманием», — проинформировал владелец.
Он отметил, что отношения внутри группы обезьян очень напоминают человеческие.
Кто пользуется авторитетом в группе, можно определить по тому, кого самец первым подпускает к еде. Фиби — мама блондинки — больше завоевала сердце Росса, поэтому в социальном статусе более значима, она подходит к кормушке без разрешения. Рэйчел должна подождать, когда самец ей разрешит. Мартын может взять в руки еду, но всегда будет ждать, когда Росс разрешит ему есть.
«Конечно же, мы не можем влиять на взаимоотношения в этом социуме — так их создала природа. Мы можем только наблюдать. Я считаю, что свой человеческий взгляд на происходящее мы можем высказывать только в беседе друг с другом», — пояснил зоозащитник.
Пылышенко подчеркнул, что малыши останутся в зоопарке.
«Для любых животных, которые у нас рождаются, мы планируем создавать условия. Мартын же может создать свою собственную социальную группу, в которой две девочки могут запросто стать его невестами в дальнейшем. Поэтому мы в течение этого года будем наблюдать за их поведением. И, в общем-то, есть в планах Мартына и вот этих двух девчонок, когда они перестанут пользоваться молоком мамы, пересадить в другой павильон — будем пытаться из них создавать молодую семью. Мы думаем, как строить новые павильоны. Такая сейчас у нас задача», — поделился планами директор зоопарка.
Он отметил, что каждый из зоопарков мог бы себе позволить иметь таких обезьян.
«Они не очень дорогие, но очень сложные. Их можно сравнить как леопарда и медведя вместе взятые: очень быстрые, очень агрессивные, могут просто кого-то порвать и съесть. Очень умные и сообразительные, могут открыть замок или какую-то защелку. Быстрые и сильные», — так Пылышенко охарактеризовал гамадрил.
За обезьянами нужно тщательно следить: каждый день проверяются все вольеры, осматриваются все потенциальные разрушения, которые питомцы могут сделать. Бывают оторванные доски, сломанные решетки, открытые замки. Все нужно оперативно ремонтировать, чтобы обитатели зоопарка не поранились.
«Они понимают, что мы живем одной большой семьей, но, в принципе, большого контакта у нас нет. Подойти, взять еду из рук — это все нормально. Но панибратства какого-то — посидеть, поиграть вместе — нет. Ну и мы такой задачи не ставим. У них есть своя семья. Я думаю, честно будет, если они живут в своем социуме, а нас считают параллельными существами, мы не пересекаемся на уровне быта», — пояснил Александр.
О работе реабцентра в условиях СВО
«Ухаживать за животными — это нормальная жизнь. Это всегда было непросто: набрать нужный коллектив людей, фонд заработной платы, обеспечить качественное посещение для людей, которые приходят сюда. Конечно же, мы хотим развиваться. Каждый день планируем для любого из наших животных создавать жизненное пространство лучше, чем-то, что было создано 3-5-10 лет назад. Но сейчас это очень сложно, нам не хватает финансов для того, чтобы финансировать все наши потребности», — поделился Пылышенко.
Для содержания животных необходимо минимум 35 тысяч рублей в сутки: нужны витамины, глистогонные, 270 кг мяса в день, собачьи корма и многое другое. В реабцентре находятся больше четырех сотен животных, начиная с волнистого попугайчика и заканчивая медведем.
«Основная часть корма — это сырое мясо. У нас больше 50 хищников весом от 50 до почти 300 килограмм, медведи — там и по 400 с лишним есть, — и все они хотят мяса. И обезьяны хотят мяса. 270 килограмм сырого мяса в сутки — это то, что нужно каждый день. Медведь еще ест морскую рыбу. Хочешь ты, не хочешь, но природа его таким создала. Он состоит из этих микроэлементов. Если ему их не давать, ты получишь труп», — уточнил Александр Пылышенко.
Также нельзя обойтись без прививок. Кроме того, нужны краска для ржавеющих элементов, солома, обогрев для вольеров, морозильные камеры для кормов. Пылышенко благодарен всем причастным, кто помогает центру, оказывает посильную помощь.
С вопросами о помощи владельцу реабцентра также в течение года звонили из Московского зоопарка, из управления Карелии, многократно приезжали волонтеры, которые занимаются помощью зоофермам и собачьим приютам.
«Очень надеемся, что они о нас не забыли», — сказал Пылышенко.
Ценовая политика
«У нас мягкая ценовая политика. Мы не хотим тут жестко всех ограничивать на входных воротах. Если пришли люди, мы сделаем все для того, чтобы они получили удовольствие и, в общем-то, при их желании оставили здесь финансовую помощь», — подчеркнул Пылышенко.
Цена входного билета — 500 рублей, вход для посетителей возрастом до 10 и после 70 лет бесплатный. График работы: с 08:00 до 18:00 без выходных.
«Кстати, я недавно посчитал — уже больше 10 лет ни один человек из нашей семьи ни разу не был выходным, то есть эти все ребята требуют постоянного ухода. Это не просто кормление — можно бросить птицам зерна или налить свежей воды. Это еще и внимание», — отметил Пылышенко.
На сегодняшний день, кроме группы обезьян, в центре есть львы, тигры, лигры (гибриды между львом-самцом и тигрицей-самкой), леопарды, пантеры, барсуки, медведи, большое количество птиц, кошек, собак и других животных.
Центр стоит посетить даже ради того, чтобы увидеть здесь уникальных животных. Это лигры — три самочки, которые родились здесь в прошлом году.