Одной из главной тем уходящей недели стал саммит Шанхайский организации сотрудничества, который собрал лидеров глобального юга и даже некоторых представителей стран ЕС. Запорожское агентство новостей попросило чешского политолога, публициста и общественного деятеля Романа Блашко рассказать, каким представляется этот саммит глазами европейских жителей.
Сначала хочу сделать акцент на глобальных событиях, которые произошли до саммита ШОС. Состоялась главная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске, она была организована на высшем уровне и с выражением высочайшего почтения к гостю.
СМИ обратили внимание, что Президент России совершенно не находится в изоляции, и президент Трамп этому помогает. Но, если бы Трампу этого не было нужно, он бы этого никогда не сделал. Ему это нужно, потому что у него главная задача — реформировать США, сделать их снова великой державой, стабилизировать экономику, завести новые системы и расширять территорию. Поэтому он хочет захватить Канаду, Мексику и Гренландию.
После встречи Путин позвонил всем мировым глобальным лидерам, проинформировал, об итогах переговоров с Трампом, какие стратегические планы, что и как будет происходить в дальнейшем.
Что касается саммита ШОС, стоит обратить внимание в каком порядке эти события происходили, на каком уровне принимали гостей, являющихся важными акторами на глобальном уровне. Например, то, как принимали словакского премьера Роберта Фицо, который, как и венгерский премьер-министр Виктор Орбан, является лидером восточной страны, входящей в Вышеградскую четверку, свидетельствует о том, что эти события уже очень, очень долгое время готовились, а на саммите ШОС о многом договорились и уже решали конкретные вопросы, конкретные проблемы, обсуждали конкретные направления и соглашения, что и как будет происходить.
ШОС всегда была самой большой организацией по численности населения и армий. Это большая организация, как Северо-Атлантический альянс (НАТО), и сейчас это было прекрасно видно. Но она не чисто военная, как НАТО, а затрагивает разные сферы: экономическую, политическую, управленческую, культурную, вопросы глобального уровня. Это мощный саммит, где эту силу и мощь показали Западу.
В СМИ разных стран я видел рассуждения журналистов о том, признают ли важность участия Владимира Владимировича Путина в решении мировых проблем или не признают, находится он в изоляции или нет. Все говорят об этом, потому что невозможно игнорировать то, сколько стран было представлено в одном месте, сколько событий произошло в определенной последовательности. И Запад сам этому очень помог. Трамп тоже этому помог — введением разных санкций, повышением пошлин. Он затронул денежные вопросы, а они чувствительные. Так он помог глобальному сближению Китая, России, Индии и других стран.
Приходит век Евразии, сейчас это очень хорошо видно, и это нельзя игнорировать. Но европейцы живут в своем смысловом пространстве, в нереальной жизни. А политики и те люди, которые управляют, которые знают реальность, не хотят уходить со своих позиций, фанатически пытаются на них удержаться. И ценой этого является их жизни и работа во лжи, они кормятся кровью, проливающейся на Украине и в других военных конфликтах, которые они разжигают.
Когда же Европа поймет, что в действительности происходит? Думаю, здесь возможны несколько вариантов.
Первый — это развал Евросоюза, не полностью, но развал. Восток уже заявляет, что стремится к многополярному миру, и движется в этом направлении. Они не хотят фашистский диктат Брюсселя, у них уже проблемы с газом, с ценами, с нефтью, с продуктами. В ноябре начнётся очень, очень большой экономический кризис. Но этот вариант не устраивает Евросоюз, потому что он строит военную экономику, а для этого ему нужно удержать свои позиции и власть во всех странах еврозоны.
Второй вариант, если у Евросоюза не будет хватать сил на удержание своих позиций в еврозоне, — это мощная провокация, например, нападение на какую-то атомную станцию. Они владельцы информационного поля, у них больше половины мировых СМИ и медиа, они быстро подготовят такую провокацию и обвинят в ней Россию. Им проще развивать войну, чем договориться с Россией. Потому что они очень хорошо знают, что эту войну на Украине, которую они поддержали, поддержали в кавычках, они ее проиграли. Они вначале думали, что будет просто победить, а как поняли, что победить не получится — войну законсервировали и начали отмывать деньги. Американцы отсылали деньги на Украину, чтобы отмыть и вернуть в свою структуру. И европейцы тоже очень много денег отправляют на Украину, как поддержку, а отмытое, вернут себе на приватные счета.