Мелитополь, 1 января — ЗАН. Возврат средств за непонравившийся товар — обыденное дело, однако есть свои нюансы. Как вернуть покупку обратно в магазин и что вернуть не получится, рассказал представитель Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Дмитрий Рябов.
«Сразу стоит отметить, что действующее законодательство регулирует порядок обмена или возврата только непродовольственных товаров надлежащего качества. Вместе с тем, законом не предусмотрен возврат продуктовых товаров, например, конфет и других сладостей, чая, кофе, за исключением продажи товаров, которые не соответствуют качеству», — рассказал «РИА Новости» Рябов.
Юрист отметил, что в России основным нормативным актом, регулирующим отношения по покупке товаров, порядку их обмена или возврата является закон «О защите прав потребителей».
По словам Рябова, потребитель может вернуть еду, если обнаружил на упаковке истекший срок годности либо же несоответствие качества товара. Некоторые магазины могут не только вернуть деньги за брак, но и предложить качественную замену.
С непродовольственными качественными товарами, по словам эксперта, дело обстоит иначе.
«Представим, вы в качестве подарка приобрели кроссовки. Счастливый обладатель вещи их померил, но они ему оказались малы, кроме того, не подошли по расцветке и фасону. В таком случае вы вправе обменять такой непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого купили этот товар, в течение 14 дней, не считая дня покупки. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму», — объяснил юрист.
По его словам, при заявлении на возврат такого товара важно указать истинную причину обмена — неподходящий размер или производственный брак. При этом, важно сохранить товарный вид покупки, сохранить все пломбы, бирки и товарный чек.
«Если кроссовки не подошли, но вы все-таки решили сходить в них на одну тренировку, а потом осуществить возврат, то, увидев признаки употребления, продавец будет вправе отказать», — поясняет Рябов.
Юрист отметил, что не все товары можно вернуть. Такие позиции обозначены в «Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», утвержденным правительством РФ. В него входят лекарственные препараты, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, ювелирные изделия и др.
Довольно часто россияне выбирают в качестве подарка сертификаты на поход в СПА-салон или покупки в определенном магазине. В этом случае закон подтверждает внесение потребителем денежного аванса, который продавец не вправе удерживать. Часто продавцы изначально указывают, что подарочный сертификат возврату не подлежит. Такое условие, по словам юриста, не является недопустимым и ущемляющим права потребителей.
Можно ли обменять брак? Да. Любой товар ненадлежащего качества можно вернуть по закону.
«Для этого необходимо убедиться, что не истек срок предъявления требования по недостаткам товара, составить претензию и представить ее продавцу, принять участие в проверке качества товара, в случае удовлетворения продавцом ваших требований в добровольном порядке получить деньги за некачественный товар, а при отказе продавца разрешить вопрос миром обратиться с иском в суд», — отметил Рябов.
Эксперт советует приобретать подарки в местах организованной торговли — больших магазинах и супермаркетах, чтобы в дальнейшем избежать проблем при возврате средств в случае необходимости.