Мелитополь, 12 марта – ЗАН. Второй день масленичной недели называется «заигрыш». Если накануне все большей частью только продумывали программу веселья и обжорства, обсуждая между делом, какой вышла кукла Масленицы, то сегодня нужно было с самого утра уже приступать к реализации задуманного.

Начинались развлечения второго дня, как правило, со строительства снежной или ледяной крепости, символизирующей последний оплот опостылевшей зимы. Делали такие сооружения на славу – с башнями, воротами, бойницами и прочими «архитектурными» украшениями. Трудились все от мала до велика, освобождая от почетной миссии только женщин, с раннего утра выпекавших блины и прочие лакомства. Окончательный вид крепости зависел только от фантазии строителей, где-то даже умудрялись возводить снежно-ледяные сооружения выше человеческого роста. Штурмом же брали их ближе к вечеру, изрядно подкрепившись блинами. Рецепты их приготовления также зависели исключительно от фантазии хозяюшек: из гречневой или пшеничной муки, во всю сковороду или совсем маленькие, легкие и тонкие или, наоборот толстые и с припеком. Неизменно подавались они со сметаной, яйцами, медом, икрой. «Блин не клин, брюхо не расколет», - частенько подшучивали едоки и спешили вернуться на праздник.  

Часто водружая внутрь крепости состряпанную еще накануне куклу, в разнообразных смешных масках и нелепых нарядах, с песнями и прибаутками приступали к ее разрушению. Смыслом этого действа было не только прощание с зимой, но и начало новой жизни, веселой, сытой и раздольной. Как же хотели ее предки. И по крайней мере на одну неделю получали, проживая ее как бы играючи, «заигрываючись».   

Впрочем, вкладывался в понятие заигрыша и совершенно иной смысл. Дело в том, что именно в этот день молодые люди стремились познакомиться с девушками, как бы «заигрывая» с ними. Нужно было успеть найти свою единственную до Великого поста, чтобы затем на Красную горку сыграть свадьбу. Ради такой цели в ход шли все атрибуты масленичной недели – снежные крепости, катания на санях или в телегах и, конечно же, скоморошьи представления. Недаром второй день праздничной недели еще называли «целовальницей» - тема любви и создания семьи красной нитью проходила через все затеи. Одним из самых распространенных развлечений для будущих возлюбленных было катание на санках с пригорков. Но даже и в порыве поиска «второй половинки» не забывали крестьяне о грядущем урожае и потому были уверены: чем дальше саночки проедут, тем лучше лен уродится.

Конечно же, открывались на Руси и масленичные базары со всякой вкуснятиной, поделками и домашней утварью. Считалось неприличным подойти к тому или иному торговцу и не угоститься у него блинами да пирогами, а уж пройти мимо кипящего самовара – так вообще обиде большой быть. Причем совершенно не важно, сделает ли покупку гость на базаре или просто так отведает «божьих солнышек», как кликали блины в некоторых губерниях. Праздник – есть праздник, очень долгожданный.

Масленица всегда в России отмечалась широко. Исторические свидетельства указывают на то, что гуляния в столице у Красных ворот открывал лично Петр Первый, непосредственным участником праздника всегда были императрицы Екатерина Первая, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая. А при Иване Грозном праздник какие-то годы вообще растягивался на две недели, но потом все же был сокращен до одной, так как почти половина месяца веселья и обжорства плохо отражалась на здоровье не только простого народа, но и боярского рода. «Утихомирить» своих подданных пытался лишь царь Алексей Михайлович, однако ему это не очень удавалось: Москва все равно гуляла, просто дальше от стен Кремля.

Но даже и сегодняшние развлечения были еще не предел. Народ делил Масленицу на узкую и широкую. Первая длилась с понедельника по среду и считалась почти что «разминкой», а вот уж с четверга и по самое воскресенье праздник достигал своего апогея.