Мелитополь, 13 марта – ЗАН. Третий день масленичной недели наши предки назвали «скоромная среда» или еще проще - «лакомка». Конечно, подобные названия говорят сами за себя и предлагают немного передохнуть от активных развлечений на воздухе первых двух дней и сесть за стол, обильно накрытый различными угощениями.

Виртуозность их приготовления и рецептура становились своего рода соревнованием между хозяюшками, стремившимися удивить гостей чем-то очень необычным. И речь шла не только о блинах: это были и пироги, и медовые пряники, и сбитни, и медовухи. В общем, наверное, прав был великий Антон Павлович Чехов, писавший, что перед Масленицей нужно «сходить к мастеру, полудить свой желудок». Угощали всех и на традиционных масленичных ярмарках, обязательно открывавшихся во всех губерниях на Руси. Застольями третьего дня предки подводили итоги и так называемой «узкой Масленицы», то есть первых трех ее дней. Смеялись, вспоминали и, естественно, готовились к началу Масленицы широкой, которая как раз-таки и становилась апогеем веселья.

Но не дожидаясь последних дней праздника, иногда устраивали мужики и настоящие соревнования – кто больше скушает блинов. Ох, и потешным этот кулинарный спор порой получался. Народ даже придумал на этот счет поговорку, дошедшую до наших времен: «Не жизнь, а Масленица».

Однако отвлечемся от традиций и посмотрим в истоки самого названия третьего дня. Скоромной едой православные верующие именовали мясные и молочные продукты, не допустимые в пищу во время поста. Соответственно, «скоромная среда» как раз говорит нам, что в этот день устраивать застолья и потчевать гостей самыми разными блюдами разрешается. Второе название – «лакомка» – появилось в масленичном календаре гораздо позднее, на рубеже 18-19 веков и стало своего рода шутливым обозначением человека, стремящегося попробовать все подряд. Здесь - некая игра слов и понятий, ведь лакомками в обиходе называли детей. А тут взрослые вдруг начинают вести себя как дети. В общем, чего ни придумаешь в озорную неделю, чтоб и самому посмеяться и народ вокруг потешить.

Использовали застолья третьего дня Масленицы и с другой, сугубо практичной целью. Говорят, что именно сегодня теща должна быть особо приветлива к своему зятю и всячески демонстрировать свое к нему расположение. Здесь, в первую очередь, речь, конечно, шла о желании показать окружающим, как в доме все хорошо. Но существовало еще и народное поверье, согласно которому отношения дочери с мужем будут тем лучше, чем добрее теща отнесется сегодня к зятю. В некоторых губерниях тещи специально мазали головы зятьям маслом, дабы «примаслились» они к женам своим.

Вот сидели многочисленные гости и дивились – как повезло молодой с мужем, а ее родителям – с зятем. А потом, ясное дело, рассказывали это всем вокруг. Кстати, совсем скоро – в пятый день Масленицы – тещи как правило наносили и ответный визит в избу молодых, но об этом мы поговорим позднее.

Как относится Русская Православная Церковь к празднику, уходящему своими корнями в дохристианские обычаи? Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в преддверии Масленицы напомнил, что национальные традиции в преддверии Великого поста включают и особые развлечения, и особую пищу, в том числе блины. «А какой же блин всухую? Исполняем мы эти традиции или не исполняем — на нашем спасении это не отразится, но следует разумно, по-доброму и для души, и для тела провести предстоящую седмицу», - сказал Патриарх Кирилл. 

Он призвал не чуждаться замечательных традиций радости и веселья, которыми сопровождается Масленица. «Но важно, чтобы все это служило нашему назиданию и благу для души», - заметил предстоятель Церкви.