Мелитополь, 19 сентября — ЗАН. Израильская атака на Ливан с помощью пейджеров побудила общество к дискуссии о безопасности телефонов и других электронных средств коммуникации. На aif.ru разбирались как современную технику могут использовать в качестве оружия гибридной войны и возможно ли это без ее дополнительного оснащения.

С появлением мобильных и спутниковых телефонов спецслужбы очень быстро научились получать очень точные координаты устройств и их носителей. По данным из открытых источников, именно так был ликвидирован Джохар Дудаев — российские спецслужбы запеленговали сигнал с его телефона во время звонка, а штурмовики Су-24 нанесли удар самонаводящимися ракетами.

Сейчас похожие технологии используют в СВО. Беспилотники, оборудованные специальным комплексом «Леер-3», позволяют не только глушить мобильную связь, но и прослушивать разговоры, засекать местоположение абонентов. Если в зоне досягаемости обнаруживается скопление мобильных устройств, координаты передаются артиллеристам для поражения боевиков.

Немаловажна и другая сторона мобильного телефона — возможность прослушки звонков. Например, американцы не гнушаются применять это к своим союзникам. В 2015 году разразился скандал, когда стало известно, что американские спецслужбы прослушивали разговоры европейских лидеров. Израильтяне вообще разработали вирус, способный использовать камеру, микрофон и галерею телефона для получения важных сведений. Его хотел заполучить и киевский режим, однако официально ему в этом отказали.

Но можно ли использовать телефон как взрывчатку? Именно этот вопрос интересует многих после серии из тысяч взрывов прогремевших в Ливане. Теоретически, возгорание и в редких случаях взрывы аккумуляторов современных мобильных устройств возможны. Другой вопрос, что добиться этого весьма сложно, особенно в точное время. Большинство случаев воспламенения батарей, которые попадают в СМИ, связаны с их старением или нарушением целостности. Процесс этот не мгновенный. Сначала батарея пухнет и нагревается, и мало кто станет держать в кармане горячий кирпич.

«Если хакер сможет вызвать короткое замыкание в литиевой батарейке, то она может взорваться, но только в этом случае. Возгорание аккумулятора без взрывчатки — это неприятная ситуация, например, для того же пилота лайнера, но к гибели человека это вряд ли приведет», — объяснил физик и военный историк Александр Широкорад.

Тем не менее эксперт отметил, что современные компьютерные устройства от ноутбуков до мобильников, по сути, являются оружием массового поражения. «По разным данным, в Ливане пострадало пять-шесть тысяч человек. Тактический ядерный боеприпас в ходе боевых действий, взорванный в полосе обороны, влечет за собой гибель 300-400 человек, вот вам и ответ, — пояснил Широкорад, — с помощью мобильников они отслеживают геолокацию и наши разговоры, записывают их, анализируют и передают это все дальше».