Мелитополь, 16 марта – ЗАН. Шестой день масленичной недели вполне можно считать народным женским праздником. Он и называется соответственно – «Золовкины посиделки», то есть своего рода девичник у мужниной сестры.
Если до этого объектом внимания становились зятья, которые сначала отправлялись в гости к своим тещам, а потом устраивали для них званый ужин в присутствии как минимум еще половины родни и соседей. Теперь же пришла пора девушкам собраться вместе, обсудить как все прошло, да заодно и посудачить о своем о девичьем. В самом деле, совсем скоро начинается Великий пост, серьезно ограничивающий полет женской фантазии, стремление что-то может быть и преувеличить, а в чем-то и поострить. Потому нужно было все успеть.
Особенно любили такие «посиделки» девушки, пока только собирающиеся замуж или присмотревших для себя спутника жизни, ведь пост пройдет, за ним наступит Пасха, а потом явится и Красная горка – самое популярное время для свадеб. «Бывалые» и замужние всегда поделятся секретами завоевания как мужского сердца, так и желудка. Тем более, когда еще поговорить о кулинарных рецептах как не на Масленицу. Проверить их можно было здесь же, потому что не только хозяйка «посиделок» должна была готовить обильный стол, но и все приглашенные ею, демонстрируя друг другу, как сейчас модно говорить, «мастер-класс». Конечно, не обходилось без гаданий на суженого, да на жизнь счастливую.
Самый простой способ узнать судьбу: увидеть ее в первом испеченном блине: не прилип к сковородке, то свадьба будет веселой, а семейная жизнь легкой. Прилипший же блин предупреждал о том, что, во-первых, ближайшие пару лет замужества не ждать, а во-вторых, когда оно случится много проблем доведется испытать. Очень неровные края у блина пророчили «свякру лютую», то есть свекровь со скверным характером, а ровненькие края, наоборот, обещали мир да лад не только с мужем, но и с родней его.
Еще один способ масленичного гадания был более оригинальным: нужно было на ночь положить под подушку сковородку, на которой по утру предстоит блины жарить и перед тем как лечь в кровать сказать: «Суженый мой, ряженый мой, приходи ко мне блины кушать». Работало, как уверяет мудрость веков, просто безотказно – во сне обязательно должен был прийти тот, с кем предстояло пойти под венец.
Впрочем, не забывали и о других обрядах. Если в наше время субботний день, будучи официальным выходным, как правило, благоволит к развлечениям, то у предков утро масленичной субботы начиналось с поминовения усопших родственников, на могилах которых убирались, как бы приготавливая их к Великому посту. Оставляли блинчики, другие угощения, дабы разделить с усопшими праздник. Старались угощать масленичными лакомствами скотину – по поверьям это даст ей здоровья и силы на все предстоящее лето. Не забывали и домашних животных, предпочитавших более начинки к блинам. От этого обряда и пошла знаменитая поговорка про то, что «не все коту Масленица, будет и Великий пост».
Само собой, обсуждалась в подробностях и программа самого главного, завершающего дня Масленицы – «Прощеного воскресенья». Его всегда старались провести оригинально и так, чтобы запомнился праздник надолго. Причем, каждый должен получить не только угощение, но и развлечение по вкусу – их и придумывали, дабы никому не было грустно, ни детям, ни взрослым.