Фото: Global Look Press/Komsomolskaya Pravda

Новый, 18-й пакет санкций Евросоюза снова затронул российский энергетический сектор. ЕС понизил потолок цен на нефть с $60 до $47,6 за баррель, запретил импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, и ограничил работу более сотни судов, входящих в так называемый «теневой» флот. Об этом сообщили в «ФедералПресс».

По словам представителя ЕС Каи Каллас, новые меры должны нанести серьезный урон российской экономике. Однако в Кремле отреагировали спокойно: «У России против западной истерии выработан иммунитет», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Несмотря на ужесточение ограничений, Россия продолжает успешно поставлять нефть за рубеж, используя флот вне юрисдикции стран G7. Количество «теневых» танкеров, по разным оценкам, достигает 600–850 судов — около 9% мирового танкерного флота. Только в 2024 году ими было вывезено 167 млн тонн российской нефти. Ловить такие суда крайне сложно: они меняют флаги, отключают навигационные системы и используют фальшивые страховые документы. В начале 2025 года обнаружено 76 танкеров с поддельными сертификатами, оформленными через якобы норвежскую компанию Ro Marine, фактически подконтрольную гражданину РФ.

Морской экспорт остается нестабильным. По данным компании «Акси», в июне поставки снизились на 6,5% по сравнению с маем, составив 3,43 млн баррелей в сутки. Снижение связано с падением спроса в Китае и Индии, которые диверсифицируют поставки. В то же время судоходные компании «большой семерки» вновь начали перевозить российскую нефть. Особенно активны греческие операторы, вернувшиеся на маршруты из Балтийского и Черного морей в Индию и Турцию.

«Санкции не остановят транспортировку: как перевозили, так и будут перевозить», — уверен эксперт Финансового университета Игорь Юшков. По его словам, большинство владельцев «теневых» танкеров ориентируются на американские, а не европейские ограничения, а США до сих пор признают потолок в $60.

Высокие ставки фрахта сохраняют привлекательность перевозок. По данным «Нефти и капитала», стоимость рейса из Приморска в Индию на танкере Aframax в июле составила около $5,1 млн — немного меньше, чем в июне, но значительно выше январского уровня.

Меры по борьбе с «теневым» флотом всёечаще нарушают международное право. Западные страны начали захваты танкеров под предлогом отсутствия страховки или нарушений экологии. С начала года было несколько громких инцидентов. В марте Германия конфисковала танкер Eventin со 100 тыс. тонн нефти. В апреле ВМС Эстонии задержали судно Kiwala, а в мае предприняли попытку ареста танкера Jaguar, которую пресек российский истребитель Су-35. Также в Балтийское море был направлен французский разведывательный корабль Dupuy de Lome.

Некоторые инциденты с танкерами, например, взрывы судов Seacharm, Seajewel, Grace Ferrum, Koala и Vilamoura, произошли при подозрительных обстоятельствах. Москва считает их результатом диверсий.

«Попытки нанести нам какой-то ущерб и урон, в том числе по так называемому „теневому“ флоту, они тоже приведут к общим проблемам, и прежде всего для тех, кто пытается нам, извините, нагадить», — заявил президент Владимир Путин на ПМЭФ.

По данным МЭА, в 2024 году Россия экспортировала 7,6 млн баррелей в сутки, получив $189 млрд. Из них 3,5 млн баррелей ежедневно вывозились танкерами в Индию и Китай. Однако доходы снижаются: в первой половине 2025 года нефтегазовые поступления в бюджет упали на 17% и составили 4,73 трлн рублей. Минфин объясняет это падением цены Urals, сокращением добычи и экспортных квот в рамках соглашения ОПЕК+.

Согласно прогнозу Минфина, доходы от нефти и газа в 2025 году составят 8,32 трлн рублей против 11,13 трлн в 2024-м. Тем не менее в ведомстве утверждают, что бюджетная система России устойчива благодаря накоплениям в ФНБ и действующему бюджетному правилу.

По расчетам CREA, «теневой» флот обеспечивает треть всех доходов от экспорта нефти. Поэтому, несмотря на санкции, Россия не собирается отказываться от этих маршрутов. Пока нефть нужна рынку — ее будут покупать, вне зависимости от того, под каким флагом идет танкер.