Мелитополь, 15 марта – ЗАН. Укреплению родственных связей посвящен пятый день масленичной недели. Недаром он так и называется «Тещины вечорки», ведь сегодня теща должна пойти на ужин, организованный зятем. Причем готовить угощения он должен был лично, не прибегая к помощи своей супруги.
Если помните, в среду зятья ходили к тещам в гости, где их окружали всевозможной заботой, приятной для души приятна и для желудка. Теперь настает очередь ответного визита. Считалось чрезвычайно важным, чтобы зять приготовили блины или оладьи, а также доказал матери своей супруги, что вполне самостоятелен и в чем-то более серьезном. В уборке избы, к примеру, или приведении в порядок двора. Все должно быть идеальным, дабы самая привередливая теща не смогла приметить «ошибку».
На вечернем застолье экономить было нельзя, ведь чем пышнее зять накроет стол, тем больше он уважает свою тещу. «Хоть тещины блинки и сладки, да сегодня угощают зятьки», - говорили старички, скорее собираясь на ужин. Приглашения на него приносили гонцы, которых с раннего утра зять отправлял во все концы деревни. Отсутствие личного приглашения могло говорить о ссоре между родственниками или соседями.
Звали же на «Тещины вечорки» как правило всю родню с обеих сторон, что позволяло укрепить семейные отношения, а молодежи – окружить заботой старших. Это позволяло на одну ступеньку приблизиться к грядущему Великому посту, основной смысл которого заключается в смирении и соблюдении христианских истин. Старшие могли поучать молодежь, а где-то и пожурить.
Восприниматься все должно было только с уважением. Жаловаться же на кого-то из родственников категорически возбранялось, потому как неловкое слово или высказанная обида могли испортить отношения до следующей Масленицы, то есть на целый год. Помнили молодые и том, что приход тещи к ним домой оставался под многочисленными взорами односельчан. Потому мероприятие должно было пройти, как говорится, «без сучка без задоринки», иначе сплетен и слухов уже не избежать.
В некоторых губерниях для вечернего застолья требовался тамада – как правило им становился тот, кто на свадьбе у мужа был дружком. Ему после завершения «вечорка» полагался подарок. Ну, а коль он сам был еще неженатый, то могли в шутку и сосватать. Шутки шутками, а вдруг этот обычай обернется большим чувством?
Впрочем, не забывали в пятый день Масленицы и о всеобщем веселье. Целый день народ организовывал шуточные шествия, катания с горок, игры и соревнования, призами в которых становились угощения, приготовленные заботливыми хозяюшками. Много было связано с Масленицей и разного рода примет, которые предки соблюдали очень четко. Нельзя было, допустим, пройти мимо состряпанной всем народом куклы праздника, чтоб не кинуть в нее снежок с пожеланием скорее уйти и пустить на свое место красавицу-весну. Воспрещалось торговцу на масленичном базаре оставить без угощений любого подошедшего к прилавку вне зависимости от того, купит он что-то или нет. Тем более, без сувенира нельзя было отпустить детей, частенько ходивших по базарам да по деревням с песнями и корзинами для лакомств.
Еще по погоде пятого дня Масленицы судили обо всем грядущем лете. Если на дворе ясно и тепло – лето станет очень комфортным и для людей, и для будущего урожая. Снегопад и мороз, наоборот, предрекали лето прохладное и дождливое.