Беловежские соглашения не стоит воспринимать как начало распада СССР, они обозначили финал существования единого государства. Такое мнение по случаю 34-й годовщины подписания документа ЛИЦ выразил профессор Юридического института Иркутского государственного университета, кандидат юридических наук Максим Тирских
В резиденции «Вискули» на территории Беловежской пущи в Белоруссии 8 декабря 1991 года представители РСФСР, УССР и БССР подписали соглашение, которое предусматривало прекращение существование Советского Союза как государства и субъекта международного права, одновременно провозглашалось создание Содружества Независимых Государств.
«Можно долго дискутировать по поводу того, легальным ли было упразднение СССР посредством создания СНГ, или это был акт самоуправства со стороны отдельных политических деятелей. Почему при подписании этого соглашения были лишь представители трех бывших союзных республик, а не всех, хотя решение затрагивает и их судьбу. Почему констатируется факт прекращения существования Союза ССР, хотя некоторые страны ратифицируют беловежское соглашение только в 1992–1994 годах. Факт остается фактом, в декабре 1991 года история Советского Союза прекратилась и началась история совокупности новых независимых государств, для большинства из которых бремя независимости оказалось, к сожалению, непосильным», — констатировал Тирских.
Эксперт подчеркнул, что последствия оказались катастрофическими: от экономической дезорганизации до вооруженных конфликтов, в том числе на этнической почве.
«Говоря о Беловежских соглашениях, отмечу несколько основных моментов.
Первое. Фактически само соглашение не соответствует нормам международного права, не прошло необходимые внутриполитические процедуры, не легитимно, по сути, как в контексте результатов ранее прошедшего всесоюзного референдума о сохранении СССР, так и в части общесоюзных и республиканских правил по принятию таких решений. Ни Ельцин, ни Шушкевич, ни Кравчук не имели полномочий Верховных Советов республик на заключение такого договора», — продолжил он.
«Второе. Беловежское соглашение — это не старт распада СССР, а его финал. Очевидно, что точка невозврата была пройдена ранее, когда республики одна за другой принимали декларации о государственном суверенитете. Советские республики начали объявлять о собственном суверенитете с ноября 1988 года (Эстония) и полностью завершили это процесс в декабре 1990 года. Союзные органы государственной власти не смогли или не пожелали предпринять каких-либо реальных усилий для того, чтобы не допустить ползучий сепаратизм», — заключил юрист.