Мелитополь, 26 сентября — ЗАН. Эксперты в области онкологии рассказали, когда необходимо оперативно проводить онкотерапию. Об этом сообщили врачи по итогам VI Международного форума онкологии и радиологии «Ради жизни».

У многих пациентов с онкологическим и онкогематологическим диагнозом часто уходит много времени на то, чтобы добиться и дождаться необходимого препарата. И становится искренне жаль, когда полученное с таким трудом лекарство приходит с опозданием, отметили они.

Эксперты в области онкологии рассказали, что для избежания подобных ситуаций при планировании лечения рака необходимо учесть несколько факторов. Первый из них — прогностический, на этот этап влияет стадия заболевания, выраженность симптомов и тип опухоли. Здесь особенно важным шагом является открытое и прямое общение между пациентом и лечащим врачом. Грамотное пояснение способствует большему пониманию пациентом последовательности этапов лечения, необходимых исследований и подбора способов терапии.

Врач-химиотерапевт отделения химиотерапии ГБУЗ «Московская городская онкологическая больница № 62 ДЗМ» Анастасия Данилова пояснила, что основой диалога врача и пациента является доверие. Без него все остальные мероприятия окажутся абсолютно бесполезными. 

Данилова также подчеркнула, что несмотря на то, что при лечении онкозаболеваний не стоит медлить, иногда имеет смысл подождать с некоторыми назначениями, такими как химиотерапия. Это могут быть случаи, когда врач обнаруживает у пациента какие-либо драйверные мутации, на которые можно воздействовать точечно. В таких случаях именно этот тип лечения будет эффективным и менее токсичным для организма. 

Случаются и ситуации, когда пациенты настаивают на исследования мутации, а врач не видит оснований для их назначения и понимает, что ожидание результата (исследование может длиться до полугода) может негативно сказаться на общем прогнозе лечения. 
В случае, если у пациента агрессивная форма рака, врачи предлагают пациенту сначала начать немедленную химиотерапию, а параллельно продолжают углубленную диагностику. 

Руководитель юридической службы МОД «Движение против рака» Андрей Чистов рассказал, что весомое число обращений от пациентов связано именно с получением необходимой лекарственной терапии. 

«Если препарат зарегистрирован в РФ и входит в перечень ЖНВЛП (жизненно важных препаратов), то с этим все просто — его назначает лечащий врач, и пациент его получает. Если же препарата в этом списке нет, то здесь уже начинаются сложности», – резюмировал Чистов.

Он пояснил, что в таких случаях пациенту нужно получить специальное разрешение от федерального центра или врачебной комиссии о назначении нужного лекарства. Однако самая сложная ситуация – когда препарат не зарегистрирован в стране, не включен в перечни и стандарты. В таком случае, первым делом, необходимо добиться официального решение федерального или местного онкологического консилиума, на его основании региональное Министерство здравоохранения будет обязано закупить нужное лекарство, а Минздрав РФ – разрешить ввезти в страну. 

Чистов уточнил, что если препарат назначен пациенту врачебной комиссией, то регион обязан его закупить, в противном случае у пациента есть все шансы победить в суде. Члены «Движения против рака» также обратились в Минздрав РФ с прошением провести заседание комиссии по формированию перечней лекарственных препаратов в ближайшее время.

Как ранее упоминалось, фактор времени — решающий. Особенно это касается онкогематологических пациентов с диффузной и фолликулярной лимфомами. Болезни такого типа могут протекать особенно агрессивно.

Доктор медицинских наук и заведующая отделением гематологии и химиотерапии ГБУЗ «Городская клиническая больница № 52 ДЗМ» Елена Барях рассказала, что несмотря на все предоставленные возможности первой линии терапии у большинства пациентов все же наблюдаются рецидивы. 

«Не более 60% пациентов отвечают на химиотерапию, а 10% вообще не реагируют. При этом у каждого третьего пациента развивается рецидив. А для онкогематологических заболеваний каждая следующая ремиссия, к сожалению, короче предыдущей, и продолжительности жизни пациентов в первом, во втором, третьем рецидивах прогрессивно снижается. Поэтому важно добиться максимального эффекта от терапии на ранних этапах лечения», — заключила Барях.

Доктор добавила, что на данный момент проводится множество исследований по поиску новых мишеней для проведения терапии. Зимой ожидается появление новой картоклеточной терапии и все активнее применяются биоспецифические антитела, направленные на перепрграммирование клеток на борьбу со злокачественными опухолями.

Елена Барях резюмировала, что опции для лечения в наличии, но времени на ожидание препарата и судебные тяжбы — нет. В таком случае единственная возможность получить результат — сразу обращаться в пациентсткую организацию.