Мелитополь, 9 октября — ЗАН. Вице-премьер РФ Александр Новак на совещании с премьер-министром Михаилом Мишустиным рассказал о мерах для нормализации ситуации с ценами на внутреннем рынке нефтепродуктов. Об этом сообщает пресс-служба Правительства России.

«Правительством 21 сентября был введен временный запрет экспорта бензина и дизельного топлива. Принятая мера показала свою эффективность. Ограничения помогли насытить внутренний рынок топлива, что в свою очередь оказало положительное влияние на цены. Стоимость бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снизились на 16 и 21% соответственно», — отметил он.

В мелком опте и на нефтебазах, по данным Минэнерго, цены на дизель снизились в среднем на 6,3 тыс. рублей за тонну по стране, это примерно на 8%, отметил Новак. По его словам, снижение зафиксировано в 81 субъекте Российской Федерации. Осуществляется особый контроль в части стоимости топлива для сельхозтоваропроизводителей.

«Поручено Министерству сельского хозяйства совместно с регионами и Федеральной антимонопольной службой проводить мониторинг наценок при покупке дизельного топлива аграриями, и в том числе мониторинг по снижению цен при покупке топлива у посредников. Дополнительно ФАС провела ряд проверок деятельности нефтяных компаний и независимых автозаправочных станций. В результате возбуждено несколько антимонопольных дел против представителей независимых АЗС по признакам завышения цен», — отметил он.

Таким образом, кратковременные меры сработали, но для стабильного функционирования внутреннего рынка Правительством на прошлой неделе был принят ряд дополнительных системных мер, которые были проработаны с отраслью и экспертами, сказал Новак.

Он напомнил, что принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер. Изменение коэффициента по демпферу до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам при продаже моторного топлива на внутреннем рынке, отметил министр. По его словам, это позволит обеспечить экономические стимулы к насыщению внутреннего рынка топливом и в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации на бирже и в рознице.

«Второе. Для повышения ликвидности биржевых торгов и повышения их прозрачности Правительством приняты решения по отмене второй биржевой торговой сессии и по увеличению минимальных нормативов реализации моторного топлива на биржевых торгах – до 15% по автомобильному бензину и до 12,5% по дизельному топливу. Основная цель принятого решения – не допустить снижения достигнутого уровня предложения на бирже, а также повысить ликвидность биржевых торгов на основной торговой сессии, что будет в свою очередь способствовать повышению прозрачности торгов и равной доступности биржевого товара для всех потребителей», — сказал Новак.

Третье решение. Это снятие запрета на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом.

«Как я уже сказал, мера по запрету свою задачу выполнила. Решение принято было для недопущения затоваривания хранилищ и последующего снижения переработки на крупнейших НПЗ, которые производят дизельное топливо 5-го экологического класса и обеспечивают снабжение внутреннего рынка», — сказал Новак.

При этом в целях гарантированного обеспечения внутреннего рынка не менее половины произведенного дизельного топлива должно быть поставлено на внутренний рынок. 

Сохраняется запрет на экспорт автомобильного бензина и экспорт дизельного топлива железнодорожным транспортом, чтобы продолжить наполнение внутреннего рынка и не допустить роста оптовых цен.

«И четвёртое решение, принятое Правительством. Чтобы пресечь возможность вывоза нефтепродуктов, которые предназначены для внутреннего рынка (так называемый серый экспорт), введена заградительная пошлина – 50 тыс. рублей за тонну на все виды нефтепродуктов (не только на автомобильный бензин и дизельное топливо). И это касается экспортёров, не являющихся производителями нефтепродуктов. Фактически эта мера начнет действовать после полного снятия запрета поставок на экспорт. Заградительная пошлина не коснётся добросовестных производителей – крупных НПЗ с мощностью переработки более 1 млн т в год», — сказал Новак.

Он также поблагодарил Мишустина за поддержку принятых решений.