Подготовили топ советов от психологов и специалистов в сфере образования.
1. Как мягко вернуться к учебному режиму после каникул?
Начните с ритуала «Возвращение к ритму»: мягко сдвигайте время подъема, планируя на утро интересное дело, например покупки к школе. Это поможет нервной системе перестроиться без стресса. Подготовьте рабочее место вместе, превратив это в квест по поиску самых крутых принадлежностей. И создайте «вкус учебного года» — специальное праздничное блюдо, которое будет ассоциироваться с началом занятий.
2. Как помочь ребенку адаптироваться к новому кругу общения?
Задача родителей — помочь гибко адаптироваться. Для этого используйте игры.
• «Школьные роли»: разыграйте с игрушками ситуации (опоздание, просьба о помощи), чтобы примерить модели поведения.
• «Настройка социального радара»: смотрите и обсуждайте фильмы про школу, развивая эмпатию. Организуйте встречу с одноклассниками до начала учебы, чтобы создать островок безопасности. И сделайте «Кодекс чести» — общие правила школы, придуманные вместе.
3. Как сохранить мотивацию до конца года?
Поможет капсула времени. В сентябре создайте ее вместе. Положите туда «капсулу радости» — рисунок или коллаж ожиданий от года. Напишите послание в бутылке — теплое письмо от себя сентябрьского себе ноябрьскому. Сохраните первый маленький успех. Главный посыл при открытии капсулы — не оценка достижений, а эмоциональная подзарядка и воспоминание о радостных ожиданиях.
4. Как помочь ребенку выработать здоровое отношение к ошибкам?
Чтобы внутренний голос говорил «я учусь», а не «я неудачник», меняйте фразы. Вместо оценки результата («Молодец, пять!») отмечайте усилия («Я видела, как ты сосредоточенно решал задачу»). Разделяйте чувства и объясняйте: «Ошибка — это указатель на дороге, она помогает понять, где надо разобраться». Главный антидот от мыслей о неудаче: «Только тот не ошибается, кто ничего не делает. Ты — делаешь!»
5. Что положить в «родительский рюкзак», чтобы быть опорой ребенку, а не источником тревоги?
• «Компас ценностей»: определите 3–4 главные цели на год — не оценки, а качества, например любознательность;
• «Аптечка спокойствия»: мантра «Я хороший родитель, и я делаю достаточно» и техника дыхания 4–7–8 (вдох, задержка, выдох), чтобы отвечать ребенку не сгоряча;
• «Фонарик позитива»: ритуал делиться за ужином хорошими событиями за день;
• «Ресурсы для отдыха»: разрешите себе на регулярной основе пополнять силы — выгоревший родитель не может быть опорой;
• «Группа поддержки» — общение с другими родителями для обмена переживаниями.