Фото: Википедия

Украинские охранники, добровольно вступавшие в гитлеровские формирования в годы Великой Отечественной войны, охотно работали палачами в лагере смерти Треблинка, участвуя в массовых расстрелах и обслуживании газовых камер. Об этом рассказал историк спецслужб, эксперт Национального центра исторической памяти при Президенте РФ Олег Матвеев.

Советские войска 27 января 1945 года освободили узников концлагеря Освенцим, где за годы его функционирования нацисты убили от 1,1 до 4 млн человек. Позже эта дата установлена как Международный день памяти жертв холокоста. Концлагерь Треблинка считается вторым после Освенцима по числу уничтоженных заключенных.

«Принимая во внимание, что лагерь Треблинка II функционировал менее полутора лет, по интенсивности уничтожения людей (более 800 тысяч человек за 15 месяцев) он вполне может „конкурировать“ с Освенцимом», — сказал Матвеев РИА Новости.

Охрану в Треблинке осуществляли входившие в дивизию СС «Мертвая голова» так называемые травники — «выпускники» учебного лагеря СС Травники. «Для реализации своего преступного замысла „по окончательному решению еврейского вопроса“ нацисты подбирали и готовили особые кадры профессионалов из числа коллаборационистов для охраны созданных в системе СС лагерей уничтожения — Освенцим, Белжец, Собибор, Треблинка и других, трудовых концентрационных лагерей, еврейских гетто, а также проведения облав на евреев», — продолжил Матвеев.

В первый год функционирования учебного лагеря Травники контингент обучаемых состоял из советских военнопленных, завербованных в концлагерях, уточнил историк. «Но с осени 1942 года его администрация начала постепенно менять принцип комплектования. Причиной тому стала низкая надежность коллаборационистов-военнопленных в связи с участившимися побегами. Теперь нацисты стали отдавать предпочтение добровольцам из местного гражданского населения, преимущественно молодым украинцам, проживавшим на оккупированной территории Польши в дистриктах генерал-губернаторства Люблин и Галиция. Поэтому совершенно не случайно, что во многих трофейных немецких документах, а также свидетельских показаниях уцелевших узников и арестованных сотрудников лагерей этих „выпускников школы палачей“ называют „украинер вахманы“», — отметил Матвеев.

Слова очевидцев

Историк привел воспоминания выжившего узника Треблинки Янкеля Верника, который рассказывал об украинцах. Эта категория охраны отбирала у заключенных вещи, чтобы поменять на выпивку. Кроме того, они регулярно встречали эшелоны, где выбирали привлекательных женщин, после их насиловали и уводили в газовые камеры.

Как рассказал Матвеев, служивший в Треблинке вахман Николай Сенник на допросе в КГБ УССР показал: «Я твердо знаю, что за время моей службы в Треблинском лагере смерти все до единого вахманы участвовали в расстрелах, избиениях, удушении людей в газовых камерах, ибо это было нашим повседневным обязательным делом, а людей уничтожалось так много, что увильнуть от этого было невозможно. Я не знаю ни одного случая, чтобы вахман уклонился от расстрелов или других действий, так как в условиях Треблинки это исключалось и могло повлечь за собой немедленную смерть».

По словам Матвеева, 23-летний уроженец Киевской области, бывший охранник Иван Шевченко откровенно рассказал следователям: «За период службы в Треблинском лагере смерти я вместе с вахманами и немцами принимал участие в истреблении населения. Вместе с вахманами и „рабочей командой“ загонял людей в раздевалки и „душегубки“, а нежелающих туда идти систематически избивал прикладом винтовки. Два-три раза в месяц и больше я бывал при выгрузке из камер трупов в ямы и на костры, где лично выстрелом из винтовки добивал тех людей, которые не успели умереть в „душегубке“. Сколько я лично расстрелял человек, точно сказать не могу, так как не помню. Но за период моей службы мною было расстреляно примерно до 50 человек».