Мелитополь, 14 марта – ЗАН. Четвертый день Масленицы в праздничном календаре называется «Разгуляй». Он дает начало так называемой «Широкой Масленице», во время которой считалось плохой приметой заниматься какими-то делами по дому. Будешь, мол, по избе хлопотать, да по двору трудиться – на весь год заработаешь себе проблем и печалей. Такой перспективы, естественно, мало кто хотел и потому спешили и стар, и млад веселиться, оставляя все труды на потом. Подбадривали сами себя поговорками, некоторые из которых дошли до наших дней. К примеру, «где блины – тут и мы» или «где с маслом каша – тут и место наше».
«Отсидеться» дома, пусть даже и без дела, тоже было достаточно сложно: народные поверья гласили, что, не веселясь вместе со всеми, человек мог потом так и просидеть в тоске и одиночестве до самой зимы. В общем, выбора не оставалось – нужно было праздновать. Благо, что к «Разгуляю» начиналась как раз настоящая «масленичная жара»: тут тебе и кулачные бои, и потешные походы «стенка на стенку», и взаимная борьба снежками, и даже состязания местных богатырей, демонстрировавших силушку, поднимая огромные сковородки с блинами. Именно блины - пышные, ароматные, горячие, на свежем воздухе кажущиеся еще вкуснее - становились наградой за победы в разгульных соревнованиях.
Были, впрочем, и ограничения, обязательные для соблюдения, ведь веселящийся народ не допускал никакого «шулерства» в масленичных соревнованиях. И даже если придуманная хитрецом «схема» осталась незамеченной, ему самому впоследствии становилось очень неприятно за обман. Ведь это могло повлечь за собой, опять-таки по поверьям, гнев со стороны самой весны. А уж от ее возмездия ничего хорошего ждать не приходилось.
С четвертым днем Масленицы связан и еще один обряд, который также часто упоминается в фольклорных источниках применительно к летнему празднику Ивана Купалы – прыжки через огонь. Предки верили, что таким образом могут очистить себя от плохих и тоскливых мыслей, накопившихся за долгую зиму и вступить в весну уже обновленными. Иногда прыгали через разведенный костер сразу несколько человек, водили вокруг него и хороводы. В любом случае, сила огня давала каждому и удачу, и здоровье, а прыгнувшему выше всех – большое счастье.
В некоторых губерниях после прыжков через масленичный костер могли сжигать в нем разные ненужные вещи, принесенные из дома. Это должно было не только освободить жилище от хлама, но и вдохнуть в него новую, весеннюю, праздничную жизнь. Давал ли результаты такой ритуал – неизвестно, но то, что в избах царила веселая кутерьма – это, конечно, факт неоспоримый. Ведь стряпать блины и прочие лакомства как раз-таки не возбранялось, чем и занимались с раннего утра хозяюшки. Недаром ведь существовала поговорка: «Хоть все с себя заложи, а Масленицу проводи». Да и похвастаться своими кулинарными способностями перед родственниками и соседями хотела каждая.
Существовала на праздничной неделе и своя система девичьих гаданий. О чем спрашивали они судьбу? Конечно же о любви. Допустим, приглянулся девице юноша, завладел сердечком и стал теперь мучать девушку вопрос, какой характер у избранника? Как сложится семейная жизнь? Ответ давала, как ни странно, начинка к блинам. Считалось, ежели попросит юноша к блинчикам масла - значит он надежный спутник жизни, способный постоять и за себя, и за семью. А ежели захочет он варенья – стало быть не готов он еще к семейной жизни и ответственность за себя и за супругу нести не может. В наше время, конечно, такие суеверия звучат смешно, но еще несколько веков назад по такому гаданию могли строить отношения.