Мошенники в мессенджерах и соцсетях стали использовать все более изощренные схемы, и россияне продолжают терять доступ к аккаунтам и деньги. О самых распространенных способах обмана рассказала юрист Ксения Зайцева в интервью aif.ru.
«Сегодня существует много схем, связанных со взломом и угоном аккаунтов. Как правило, это происходит, когда человек переходит по ссылке на фишинговый сайт, где его просят авторизироваться через мессенджер. После этого злоумышленники могут получить доступ ко всем чатам, контактам и личной информации жертвы, шантажировать ее и ее близких», — отметила Зайцева.
Одной из новых схем стало мошенничество через телеграм-ботов. Центробанк уже предупреждал, что злоумышленники предлагают перейти в чат с ботом, дают права администратора, а потом угрожают блокировкой и требуют перевести деньги. После этого бот переименовывается в якобы официального, и на него начинают жаловаться. Аккаунт блокируется, и человек теряет доступ.
Также активно набирает обороты обман с так называемой подработкой на «лайках» и комментариях в интернете. Жертве предлагают ставить оценки на товары на маркетплейсах и обещают быстрый заработок. Первые задания действительно оплачиваются, но затем мошенники начинают требовать вложений якобы для «активации аккаунта» или продвижения.
«Отследить эти „вложения“ практически невозможно, особенно, если человек переводил деньги не на карту, а на какую-то платформу. Конечно, жертва может подать в суд и попытаться вернуть вложенные деньги. Однако, если сумма маленькая, человек, к сожалению, больше потратит на суд», — добавляет эксперт.
Не теряет популярности и схема, где аферисты выдают себя за родственников или руководителей. С помощью дипфейков они звонят по видеосвязи и просят срочно перевести деньги. Иногда представляются сотрудниками МВД или чиновниками и уговаривают поучаствовать в якобы «внутреннем расследовании». Юрист подчеркивает: в таких случаях вернуть средства крайне сложно, ведь человек передает их добровольно. А значит, для компенсации ущерба придется сначала доказать в суде вину преступника.