Правильное обслуживание автомобиля может не только продлить срок его службы, но и обеспечить безопасность на дороге. Об этом рассказал aif.ru признанный член британского института The Motor Industry (IMI) Виталий Новицкий. По его словам, ключевую роль играют регулярные проверки, грамотный выбор запчастей и внимательное отношение к мелким неисправностям.
«Правильное обслуживание автомобиля — это не только экономия на ремонте, но и ваша безопасность на дороге. За 15 лет работы с автомобилями разных марок я видел множество случаев, когда своевременная диагностика и внимание к мелким симптомам предотвращали крупные поломки. Инвестиции в качественные запчасти и профессиональное обслуживание всегда окупаются в долгосрочной перспективе», — рассказал Новицкий.
Сигналом к срочной замене масла может стать его потемнение, металлический запах или повышенный шум работы двигателя. Особенно важно обращать внимание на электронную систему контроля качества масла — она учитывает стиль вождения и внешние условия. В случае с воздушным фильтром его рекомендуется менять каждые 15–30 тыс. километров, а при езде по пыльным дорогам — проверять уже после 10 тыс. Загрязнение фильтра ведет к росту расхода топлива на 2–7 процентов.
При замене масла промывка двигателя не требуется, если автомобиль обслуживается регулярно. Однако при большом пробеге или неизвестной истории эксплуатации допустимо использовать мягкие промывки.
«Важно отметить, что некоторые производители автомобилей (например, Toyota, BMW, Mercedes) в руководствах по эксплуатации прямо запрещают использование промывок, так как агрессивные составы могут вымыть отложения, которые затем забьют масляные каналы и повредят систему смазки», — отметил эксперт.
Смешивать масла разных производителей и типов допускается только в экстренных ситуациях и на непродолжительное время. Даже при совпадении вязкости и спецификаций возможен конфликт присадок, что снизит эффективность смазки. Особенно нежелательно соединять минеральные масла с синтетическими — это может привести к образованию отложений и повреждению двигателя.
При появлении сигнала Check Engine необходимо проверить элементарные вещи — крышку бензобака, уровень жидкостей. Если проблема не исчезает, следует как можно скорее провести диагностику. Для этого можно использовать недорогие OBD-адаптеры, которые подключаются к смартфону и позволяют считать код ошибки.
Современные аккумуляторы служат в среднем 3–5 лет. Их износ ускоряют частые короткие поездки, экстремальные температуры и нагрузка от допоборудования. Полностью заряженный аккумулятор должен показывать 12,6–12,8 вольта в покое.
Что касается тормозных колодок, ключевой сигнал к их замене — скрип при торможении. Важно также следить за вибрацией, увеличением тормозного пути и ходом педали. В условиях городской езды износ может происходить в полтора-два раза быстрее, чем на трассе.
Длительный прогрев двигателя, по словам эксперта, устарел. Современным моторам достаточно 30–60 секунд на холостом ходу, после чего можно начинать движение. Исключением остаются морозы ниже –25°С, когда прогрев действительно необходим.
Возраст машины и ее пробег одинаково важны. Некоторые элементы, например тормозная жидкость, требуют замены каждые два-три года, вне зависимости от того, сколько километров проехал автомобиль.
Многие процедуры автолюбитель может выполнить сам: заменить фильтры, щетки, лампы, проверить уровень жидкостей и давление в шинах. Замена масла также не требует спецподготовки — важно лишь правильно утилизировать отработку.
При покупке запчастей нужно быть особенно осторожным. Настоящие оригинальные детали обычно имеют голограммы, уникальные коды проверки и качественную упаковку без следов повторного закрытия.
«Особенно внимательными нужно быть при покупке оригинальных запчастей — рынок наводнен подделками. Часто цена может быть индикатором — если оригинальная деталь предлагается с огромной скидкой, это повод задуматься», — подчеркнул Новицкий.
Что касается топлива, переход с рекомендованного Аи-95 на Аи-92 недопустим. Это может привести к детонации, повреждению поршневой группы и снижению мощности двигателя. Современные системы управления хоть и способны распознать такую ситуацию, но работают в режиме компенсации, что приводит к росту расхода топлива.
Проверять давление в шинах стоит не реже раза в две недели. Даже при отсутствии видимых проблем отклонение на 0,5 бар увеличивает расход и ухудшает управляемость. Система TPMS не заменяет регулярных проверок, поскольку срабатывает только при значительном снижении давления.
Присадки к топливу стоит использовать только по необходимости: для чистки инжектора, предотвращения замерзания дизеля или очистки клапанов. Постоянное их применение может нарушить химический состав топлива и привести к поломке топливной системы.
Мелкие кузовные повреждения без повреждения краски можно устранить с помощью технологии PDR. Однако при трещинах или сколах потребуется полноценный ремонт с покраской. Некоторые сервисы используют технологии, снижающие риск повреждения лакокрасочного покрытия — например, УФ-отверждаемые полимеры или «холодный клей». Но важно обращаться только в проверенные места: слишком низкая цена или внезапное добавление работ — повод насторожиться.
«Всегда просите заранее составить калькуляцию всех работ, по завершении ремонта — показать все снятые запчасти. Внезапное добавление несогласованных работ, как и слишком низкая цена — поводы заподозрить неладное», — заключил эксперт. Это поможет избежать неприятных сюрпризов и сохранить ресурс автомобиля.