Сотрудники транспортной полиции с момента возвращения исторических регионов в состав России обеспечивают правопорядок на ключевых объектах транспортной инфраструктуры. В условиях восстановления железнодорожного сообщения, возобновления работы морских портов и адаптации местного населения к российскому законодательству им приходится решать целый комплекс задач — от противодействия хищениям металла до профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
О том, как организована работа транспортной полиции в Донбассе и Новороссии, какие меры принимаются для защиты пассажиров и грузов, а также о специфике службы в исторических регионах — в интервью Запорожскому агентству новостей рассказал начальник Главного управления на транспорте МВД России генерал-лейтенант полиции Олег Калинкин.
— Олег Викторович, как организована работа транспортной полиции в Донбассе и Новороссии?
— Транспортная полиция располагает своими подразделениями на территории Донбасса и Новороссии. Решением министра внутренних дел РФ на новых территориях созданы четыре территориальных органа — Донецкий, Луганский, Запорожский и Херсонский линейные отделы МВД России на транспорте. Новые подразделения сформированы с января 2023 года. Они занимаются обслуживанием транспортных узлов.
— В какой федеральный округ они входят?
— Эти подразделения входят в структуру транспортной полиции Южного федерального округа.
— Планируется ли набирать сотрудников из числа жителей исторических регионов?
— Да, работа по комплектованию кадров ведется постоянно. Местные жители, изъявившие желание служить, могут поступить в учебные заведения МВД России. Мы отдаем приоритет жителям новых регионов, хотя среди сотрудников есть и те, кто приехал из других областей России. Есть сотрудники, которые ранее служили в полиции на территории Донбасса и Новороссии и продолжили свою службу в транспортной полиции новых регионов.
— Какие программы существуют для желающих поступить на службу?
— В Донецке и других городах можно обратиться в местные подразделения МВД, подать заявление и пройти стандартную процедуру оформления: военно-врачебную комиссию, спецпроверки и первоначальную подготовку. Главное — желание, проблем с трудоустройством нет.
— Как сотрудники ведомства контролируют правопорядок в пассажирских поездах в Донбассе?
— Наши сотрудники обеспечивают порядок не только в поездах и электричках,
но и на привокзальной территории. Мы понимаем, что предметом посягательства могут стать и иные объекты транспортной инфраструктуры. Для предотвращения угрозы наши сотрудники проводят рейды и патрулирования, читают лекции и информируют граждан о правилах безопасности на объектах транспорта и в пути следования. В работе используются возможности технических средств. Наряду с досмотровой техникой, привлекаются кинологические службы.
Есть подразделения, где необходим круглосуточный режим несения службы, а есть территории, где достаточно дневного пребывания сотрудников органов внутренних дел на транспорте. Есть и вооруженные наряды сопровождения, обеспечивающие безопасность граждан. Корректировка происходит в зависимости от оперативной обстановки.
— Как обстоят дела с охраной морских портов?
— В зоне оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте расположены четыре морских порта — Геническ, Бердянск, Мариуполь и Скадовск. На наиболее криминогенных участках образованы линейные пункты полиции, которые оснащены требующимся оборудованием и техникой. Запорожский и Херсонский линейные отделы обеспечены служебными катерами.
Сотрудники органов внутренних дел на транспорте выполняют все необходимые задачи для поддержания общественного правопорядка и безопасности на перечисленных объектах. К примеру, в морских портах организовано несение службы нарядами патрульно-постовой службы полиции.
— Какие преступления наиболее распространены в новых регионах?
— Много хищений металла с брошенных составов. Есть и преступления, связанные с незаконным выловом биоресурсов — вместе с рыбоохраной проводим рейды, задерживаем тех, кто использует запрещенные орудия лова. Они привлекаются к уголовной ответственности.
За истекший период 2025 года на транспортных объектах в исторических регионах выявлено 83 преступления. Наибольшее количество приходится на Луганский (45,7%) и Донецкий линейные отделы МВД России на транспорте (30,1%).
В разрезе преступности большую часть составляют кражи, незаконный оборот наркотиков, подделка документов, террористические акты. В зоне оперативного обслуживания Херсонского и Запорожского линейных отделов основная часть преступлений связана с незаконным оборотом биологических ресурсов.
— Какие особенности службы в Донбассе и Новороссии вы бы назвали?
— Проведение специальной военной операции послужило основанием для организации работы по повышению готовности всего личного состава к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях. Для этого мы организуем профессиональную подготовку, направленную на обучение наших сотрудников боевому слаживанию, изучению особенностей тактики, совершенствованию навыков применения автоматического огнестрельного оружия и гранатометания, а также элементов тактической медицины. Сотрудники работают в условиях повышенной опасности, что требует от них большей сконцентрированности и бдительности.
Особое внимание уделяется социальной защите семей полицейских.
— Чем криминогенная обстановка в новых регионах отличается от других территорий России?
— В целом преступления схожи: хищения металла, нарушения общественного порядка, браконьерство. Однако в прифронтовых районах выше угроза террористических актов.
— Олег Викторович, как бы вы охарактеризовали перспективы развития транспортной полиции в исторических регионах?
— Транспорт в Донбассе и Новороссии развивается, и вместе с ним развиваются и наши подразделения. Мы будем расширять их по мере восстановления транспортной инфраструктуры. Главное, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, а транспорт работал стабильно.