Фото: Администрация Главы Чувашской Республики

Республика Чувашия с 2023 года помогает Бердянску и Бердянскому округу. Специалисты из региона-шефа помогают восстанавливать ЖКХ, развивать медицину и образования, ширятся культурные связи. Главным нематериальным достижением этой работы глава республики Олег Николаев считает то, что жители Бердянска захотели участвовать в этих преобразованиях. О том, как этого удалось достичь, он рассказал в интервью Запорожскому агентству новостей и журналу «Новые регионы России».

— Олег Алексеевич, когда республика начала помогать Донбассу и Новороссии?

— Если говорить в целом про новые регионы России, то мы сразу же, еще в 2022 году, предложили себя в качестве возможного участника для решения тех задач, которые там стояли. Хотя тогда у нас еще не было закрепленного подшефного муниципального округа.

Мы начали с Донецка, потому что в Донецке и Торезе были предприятия, аналогичные нашим электротехническим заводам. Мы проделали большую работу, чтобы быстро наладить там производство модульных подстанций. Взяли шефство над донецкими и торезскими электротехническими заводами и подписали соглашения о сотрудничестве. Город Чебоксары и Торезом заключили соглашение о побратимстве.

В 2023 году в рамках задач, поставленных Президентом по скорейшей интеграции новых регионов в российскую действительность мы уже официально взяли шефство над Бердянским муниципальным округом. До этого подписали все необходимые соглашения с Запорожской областью и самим муниципалитетом.

— Какие цели перед собой ставили?

— Цели были простые — обеспечить быстрое восстановление жизни. Это комплексная задача, охватывающая множество направлений. Первое из них — восстановление социальной и коммунальной инфраструктуры. Мы начали со школ, газоснабжения, воды.

Второе — методическая помощь в планировании жизни как в целом, так и по отдельным направлениям, например, в образовании. Мы сразу привезли к нам всех директоров школ и погрузили их в систему образования субъекта Российской Федерации. То есть специалисты из Чувашии познакомили их с российскими образовательными стандартами и программами.

Еще одно направление — медицинская помощь. Наши врачи не просто консультируют местных коллег, а выезжают большими десантами. Буквально в ноябре очередная группа приехала. Они проводят комплексные приемы, помогают организовать лечение на месте, а кого-то, кому нужна особая помощь, приглашают в Чувашию, а также направляют в федеральные клиники, например, в филиалы МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова.

Немаловажное направление — спорт и детский отдых. Важно отметить и постоянное реагирование на инциденты в сфере ЖКХ, где работают наши аварийные бригады.

— Когда представители Чувашии впервые увидели Бердянск, какие они проблемы посчитали первоочередными?

— Прежде всего, состояние коммунальной инфраструктуры, зданий, объектов образования, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Поэтому в первый же год мы организовали по нашим стандартам отопление восьми объектов образования — школ и детсадов. Одну из школ в Осипенко полностью отремонтировали и привели к нашим стандартам, включая навигацию и оформление.

Продолжая пример с образованием: после модернизации — сопровождение учителей. Они приезжали к нам, смотрели, как выглядят наши школы и, главное, как организован образовательный процесс, какие методики используются.

Следующим шагом наши педагоги взяли шефство над школами. Мы выстроили систему, при которой конкретную школу курирует один из наших муниципалитетов. У нас 23 муниципалитета, и каждый шефствует над одной школой. Наши педагоги комплексно решают задачи: собирают благотворительную помощь (учебники, тетради, оборудование) и оказывают методическую поддержку.

В Чувашии реализуется программа «УПК-21» (учебно-производственные классы), где дети с 9-го класса могут получить первую простейшую профессию. Наши техникумы уже в этом году выдали соответствующие документы детям из Бердянского округа. Это дает подросткам возможность летом работать не просто подсобными рабочими, а по профессии, зарабатывая больше. В Чувашии до 15 тысяч подростков осуществляют трудовую деятельность в летний период. Этот подход мы внедряем и в подшефном округе.

Медицинская помощь — еще одно большое направление. Наши врачи дважды в год выезжают туда большими бригадами. Специалистов мы согласовываем с Минздравом Запорожской области, исходя из запросов местных жителей, чтобы обеспечить доступность помощи.

— Какие еще направления сейчас в работе?

— Мы уже переходим к более серьезным объектам. Это системы водоснабжения и теплоснабжения. В первый год мы восстановили четыре и построили четыре новых блочно-модульных котельных, в 2024 году — еще три котельные и четыре водонапорные башни. В этом году поставили еще пять котельных. Сейчас ремонтируем два дома культуры.

У нас также есть соглашения с Национальной библиотекой Чувашии по организации библиотечной деятельности. Передали книги и комплекс методических материалов. Наши учреждения культуры несколько раз выезжали с концертными программами.

Ежегодно не менее 300 детей из Бердянского округа отдыхают в наших летних лагерях. Молодые спортсмены, по 15-20 человек, приезжают к нам на сборы. Недавно, например, были боксеры из Осипенко. Когда я был в Запорожской области, привез спортинвентарь, а они обрадовали меня тем, что двое из них только что заняли первые места на чемпионате Запорожской области.

Работа идет, но фундаментальная задача — помочь коллегам быстро ориентироваться и правильно оформлять базовые планы развития территории, чтобы участвовать в федеральных программах. Наша помощь важна, но более фундаментально — выстроить деятельность в соответствии с федеральным законодательством и иметь подготовленную проектную документацию для включения в нацпроекты. Мы помогаем округу включиться в масштабные федеральные проекты, что поможет и перезапуску экономики.

В целом мы видим, что жизнь в регионе реально начинает меняться. Люди ощущают эти изменения. Самое главное — появляется стандарт того, как должно быть, и местные жители все больше включаются в процесс преобразований.

— Можно ли сказать, что к концу 2025 года критические вопросы — например, отопление в учреждениях — будут полностью решены?

— Думаю, да. Большая часть критических проблем уже решена. Какие-то объекты еще остались, но основное — котельные, водобашни, теплосети — восстановлено. Мы решили все неотложные вопросы, которые сильно отставали. Приведу пример: когда наши газовики приехали и обследовали объекты, они сказали, что даже не видели таких старых типов горелок. Все подобные проблемы решены.

Недавно в Бердянске общался с главой муниципалитета, и он говорил, что хозяйство уже находится, если не в удовлетворительном, то в близком к этому состоянии. Но, конечно, много работы впереди — модернизация, системное развитие.

У Бердянского района, как и у самого Бердянска, есть большой потенциал — включая строительство новых микрорайонов, многоквартирных и индивидуальных домов. Думаю, это направление в ближайшее время будет очень востребовано.

— Мы много говорили про экономику, но это, в первую очередь, люди. Кто непосредственно занимается этой работой на местах?

— У нас есть постоянный представитель, который находится в округе, координирует строительные и аварийные работы. Он ведет мониторинг и сигнализирует, если что-то требует вмешательства. Строители и аварийные службы работают вахтовым методом — постоянно кто-то присутствует.

Волонтеры — отдельная важная часть: работники культуры, образования, медицины. Кроме того, мы являемся одним из регионов, который имеет очень хорошие показатели по лесовосстановлению, и у нас много лесопосадочного материала. Наши волонтеры не только в Бердянск, но и во все четыре региона поставляют саженцы и занимаются посадкой аллей, восстановлением лесов.

Студенты-волонтеры участвуют не только в помощи, но и разрабатывают, например, дизайн-проекты благоустройства общественных пространств для конкретных населенных пунктов. Они разработали дизайн-проект для Андреевки, который может быть реализован либо за счет федеральных средств, а может, и мы это сделаем в рамках нашей шефской помощи. Мы сейчас работаем над этим проектом с коллегами из Запорожской области.

Важно и лично держать руку на пульсе. Я сам выезжаю минимум раз в год. Раз в месяц на территорию выезжают представители правительства Чувашии — министры, заместители, руководство администрации главы.

— Как вы понимаете, что округу нужно в первую очередь? Как строится планирование?

— Отчеты и доклады я получаю столько, сколько требуется — хоть каждый день. Но в определении приоритетов мы опираемся на местные власти — муниципалитет и правительство области.

Как руководитель региона, я понимаю, что главное — обратная связь от людей. У нас в регионе так работа построена: постоянный контакт с людьми через соцсети, приемы, прямые линии, общение с депутатами. Все это, чтобы с одной стороны — рассказывать, с другой — получать обратную связь и запросы. Думаю, такая работа потихоньку тоже организуется и в Бердянске. И мы ориентируемся на руководителя района.

У нас есть четкий регламент планирования. Существует план работ до 2030 года, который мы актуализируем каждый год. Мы его согласовываем с правительством Запорожской области. Главный инициатор, конечно, Бердянский муниципальный округ.

— Какие планы на следующий год?

— За три года мы закрыли все, что можно было сделать быстро и что требовало срочного вмешательства — котельные, водобашни, аварийную инфраструктуру.

Со следующего года переходим к более фундаментальным вещам — водоснабжению населенных пунктов. Это подземные сети, требующие системной работы. С ЖКХ в России в целом ситуация сложная, а там — тем более. Увы, многого не видно, но такие аварии могут доставить очень много неудобств. Тут нужна плановая и системная работа. Со следующего года мы будем концентрироваться на решении проблем подземных коммуникаций. Эта позиция согласована с правительством Запорожской области и Правительством РФ. Далее мы определим, что будет делаться за федеральный счет, а что в рамках нашей подшефной помощи.

— Есть ли взаимодействие между бизнесом Чувашии и Бердянского округа?

— С Донецком работа идет активно, а с Бердянским районом таких четко сформированных бизнес-проектов пока нет. Но в конце прошлого года мы возили туда делегацию, включая наших бизнесменов. Общение было очень заинтересованным. Сейчас идет этап изучения.

У нас сильные позиции в электротехнике, что критически важно для энергообеспечения и развития экономики. Есть хорошие позиции в деревообработке и АПК, были интересные идеи. Думаю, к концу года или в следующем году бизнес-контакты укрепятся.

Что сдерживает? Пока не до конца выстроенная логистика и не полная уверенность в безопасности из-за инцидентов. Думаю, для импульса потребуется год-два максимум, но интерес большой.

— Как жители Чувашии относятся к шефству? Появились ли личные связи?

— Мы — чуваши, но у нас в республике живут еще 127 народов и национальностей, и так много веков. Всего в России 270 языков каждый день звучат в разных точках. И мы всегда дружно жили.

Другая наша составляющая — всегда помогать своим близким и тем людям, которые сейчас находятся в сложной ситуации. Эти традиции у нас в генах.

Для нас Новороссия, Донбасс — это наши братья, наши сестры. И наши генетически сформированные импульсы только способствуют активному участию каждого в помощи Бердянску.

Поэтому никакого напряжения нет. Наоборот, если посмотреть соцсети Главы Чувашской Республики, под сообщениями о поддержке Бердянского района — только положительные отклики и желание помогать еще активнее. Мы настроены сделать все, чтобы люди чувствовали себя комфортно и в кратчайшие сроки стали полноценными россиянами.

— Что вы считаете главным нематериальным результатом трех лет работы?

— Изменение отношений. Можно говорить что угодно, приводить цифры, но в сухом остатке все приводит к изменению отношения к жизни на территории. Это выражается не просто в симпатии, а в желании самим участвовать в процессе изменений, нести ответственность и активно предлагать себя для этих преобразований.

Мне кажется, эти составляющие все больше проявляются в Бердянском округе. Мы видим, например, что детей в школах стало больше, людей на улицах — больше. Атмосфера стала более доброжелательной, смотрящей в будущее с большей уверенностью и нацеленностью творить его своими руками. Для меня это самый ощутимый результат последней поездки — следствие работы не только Чувашии, но и всех субъектов РФ на этих территориях.