Ежегодно 18 мая во всем мире отмечают Международный день музеев. Этот профессиональный праздник отмечается с 1977 года, когда в Москве и Ленинграде проходила 11 генеральная конференция ICOM (Международный совет музеев). После чего на заседании ICOM в Москве была принята резолюция об утверждении этого праздника.

Международный день музеев — важный праздник и настоящий культурный феномен. Он напоминает жителям разных стран о необходимости любить и знать свою историю. Музеи являются главными хранителями исторического и культурного наследия народа, кладовыми знаний, летописью государства, средством воспитания и образования, местом сближения культур и цивилизаций.

В Международный День музеев корреспондент Запорожского агентства новостей побеседовал с заведующей Бердянским художественным музеем имени Исаака Израилевича Бродского Алевтиной Кривановой.

Для начала нашим читателям напомним о том, какими ресурсами располагает этот музей, о его истории. Потому что город курортный, и если местные знают что-то о музее, то приезжие, чаще всего даже не представляют, как он появился, холсты каких именитых мастеров здесь есть.

ИСТОРИЯ

Художественный музей имени Исаака Израилевича Бродского действительно является жемчужиной Северного Приазовья. Это культурный центр и открытая площадка абсолютно для всех. Сразу хочу это сказать и сделать на этом акцент, потому что у многих еще на самом деле, ну, такое восприятие: музей — это что-то консервативное, закрытое, разговаривать нельзя, шуметь нельзя. Да нет, мы уже отошли от этого. Это уже современный музей и открытый.

Ну, конечно, своим рождением наш музей обязан замечательному художнику, заслуженному деятелю искусств прошлого столетия, меценату, прекрасному педагогу Исааку Израилевичу Бродскому — нашему земляку. Бродский родился 6 января 1884 года недалеко от Бердянска. У нас есть маленькое болгарское село Софиевка. Там он появился на свет.

Фото: Запорожское агентство новостей

Сразу скажем, кто не понял, что это не тот Бродский, который поэт.

Да. Потому что не все понимают, чье имя носит музей. Да, у нас его все время путают, и в конце экскурсий часто спрашивают: «почему же вы не сказали, что он стихи пишет?» Я говорю, так это не тот Бродский: тот Иосиф, а наш Исаак. Вот такое попутное просвещение.

Здесь в Бердянске он учился в четырехклассной городской школе, из Бердянска поступил в Одесское художественное училище, закончил его с отличием и заслужил право без экзамена поступить в Академию художеств в городе Санкт-Петербурге. И попадает Бродский в Питере в класс к великому русскому художнику — Илье Ефимовичу Репину. Окончил Академию с отличием, а позже сам же ее и возглавил — был директором Академии художеств в течение пяти лет.

И, конечно, понятно, почему он решил открыть музей именно в Бердянске. Бердянск — его малая родина. Он в своей книге «Мой творческий путь» так и написал, что «искусство должно принадлежать народу, и я хочу создать на родине музей. И мне это удалось».

Дело в том, что Бродский обладал великолепной коллекцией произведений искусства великих русских художников. Он был коллекционером. Он сам писал, он выменивал, он приобретал эти полотна. Его коллекция была великолепна, на тот момент, это, по-моему, 1920-е годы, она насчитывала более тысячи единиц произведений искусства.

И вот в августе 1930 года Бродский обращается в городской исполнительный комитет Бердянска с просьбой, чтобы дали добро на открытие музея. Конечно, городские власти приняли это с воодушевлением, выделили для этого на тот момент лучшее здание довоенного Бердянска — это было здание городской управы, двухэтажное. На первом этаже размещался краеведческий музей, а на втором — художественный.

Фото: Запорожское агентство новостей

Открытие было назначено на 7 ноября, т.е. ко Дню революции. Но у Бродского не получилось приехать, поэтому день открытия перенесся на 8 число. И вот 8 ноября 1930 года в 12 часов дня в Бердянске торжественно был открыт — тогда это назывался Художественный музей и галерея имени заслуженного деятеля искусств Исаака Бродского. Вот так это было. И, кстати, на открытии музея Бродского избрали пожизненным и почетным директором. Я всегда говорю, что в музее два директора — Бродский всегда и вновь действующий. И в этом году, 8 ноября, нам исполняется 95 лет. У нас юбилей. Наш музей является одним из наиболее старших в регионе.

ЗОЛОТОЙ ФОНД

Он привез со своим учеником Петром Петровичем Белоусовым, тоже нашим земляком, замечательным художником, 230 произведений искусства. Это были полотна великих русских художников, таких как Врубель, Саврасов, Куинджи, Айвазовский, Крамской. И именно эти полотна стали золотым фондом нашей коллекции. Всех посетителей мы всегда приглашаем показать эту нашу жемчужину. Это у нас есть зал, который так и называется «Зал XIX века», где и расположена вот эта вот основа нашей коллекции.

XX ВЕК

Когда-то все начиналось с 230 произведений искусства, а на сегодняшний день фонды нашего музея насчитывают более семи тысяч экспонатов. Конечно, за все это время экспозиция выросла кратно.

Были тяжелые времена, конечно, и для музея. Пока Бродский был жив, конечно, он поддерживал, активно пополнял и, в общем-то, содержал этот музей. Потому что власти довоенного города не смогли бы просто содержать сам музей.

Но в 1941 году, когда немцы были в ста километрах от Бердянска, музейными работниками было принято решение эвакуировать коллекцию. И наша коллекция полностью была эвакуирована в город Сталинград. Но когда там начался обстрел, коллекцию перевезли в село Цветочное Глинского района — там было более безопасное. И уже после окончания войны коллекция вернулась в Бердянск. Здания, к сожалению, были разрушены, и первое здание музея в том числе. Для коллекции было выделено небольшое, в 150 квадратных метров, с печным отоплением помещение — это вот то, что мы могли узнать из архивов. Можно себе представить, насколько это было все скромно. Ну, конечно, и коллекция была не в таком количестве как сегодня, но, тем не менее. И вот в послевоенные годы, несмотря ни на что, работники музея уже старались как-то нести искусство, показывать то, что имели.

XXI ВЕК

Чуть позже музей переехал в более просторное здание. Это было уже 200 квадратных метров. То есть вот таким образом музей переезжал из здания в здание. Долгие годы наш музей находился на улице Дюмина — это здание, где сейчас находится музей Истории города. И в 2004 году коллекцию полностью запаковали, вывезли в музее «Подвиг», где она хранилась, пока достраивалось помещение, которое изначально строилось для художественного музея.

И 1 июня 2007 года музей переехал в новое просторное помещение площадью практически в одну тысячу квадратных метров. И здесь уже полотна смогли занять свои достойные места. И вот зал, в котором мы сейчас находимся, — это самый большой зал. И по формату видно, что здесь находятся наши самые большие полотна.

Фото: Запорожское агентство новостей

Часть из них связана и с историей Бердянска?

— Да. Вот полотно, которое рядом с нами, — это работа ленинградского художника Льва Григорьевича Неймарка. Это полотно называется «Расстрел Первого Бердянского Совета». А написана была эта картина в 1935 году, написана по просьбе Бродского. И события, которые изображены на полотне, — это апрель 1918 года. События произошли в селе, сейчас оно называется Азовское, раньше оно называлось Луначарское, а еще раньше — Куцее. Вот все эти события произошли там. Точно знаю, что художник приезжал на место расстрела, делал зарисовки местности с натуры. Лица членов Первого Бердянского Совета были написаны по сохранившимся фотографиям. Ну, а затем на холсте художник это все уже воплотил. Это историческое полотно. Но и хочу сказать, что это единственное полотно вот такого большого масштаба, посвященное именно историческому прошлому города Бердянска.

Вы говорите, что коллекция музея пополняется. По каким критериям вы выбираете, что достойно занять фонды музея?

Если говорить о советских временах, то тогда еще в полную силу действовали союзы художников, работали художественные мастерские, происходил обмен полотнами, что-то закупалось музеями — были такие возможности. Позже таких возможностей уже не было — при Украине уже ничего музеи покупать не могли. Но художники проводили свои персональные выставки и определенные работы дарились художественным музеям, то есть таким образом коллекция пополнялась.

Если говорить о больших серьезных вливаниях, подарках музею, то нужно сказать о вкладе Петра Петровича Белоусова, нашего земляка, одного из лучших учеников Бродского. Именно Бродский разглядел талант будущего художника, забрал его в Питер, тогда это был город Ленинград, дал ему возможности для обучения. И Петр Петрович там же в Ленинграде и остался. Он работал в Академии художеств, возглавлял кафедру рисунка. И именно Белоусов в 1988 году приехал сюда на встречу с художниками. Встреча была очень теплой. И в этот приезд Белоусов подарил художественному музею большое количество своих работ. Это были и графические, и живописные полотна. И если говорить вообще полностью о количестве работ самого Белоусова, то художественный музей имени Бродского в Бердянске обладает самым большим количеством его работ. Это 154 работы: девять живописных и 145 графических — это и рисунки и офорты. Это было значимое пополнение коллекции музея.

Был такой искусствовед — Семен Георгиевич Ивенский. Так вот, он, когда учился в академии, он писал дипломную работу на основе коллекции нашего музея, защитился. И вот он был крупным коллекционером книжных знаков— экслибрисов. И после двух выставок 2005 и 2007 годов он подарил Художественному музею имени Бродского тысячу этих экслибрисов.

У нас очень большая коллекция работ Якова Соломоновича Хаста — замечательного художника. И наши местные художники, которые дарили тоже свои работы, например, Сергей Семендяев, Юрий Тихонов, Валерий Пронин — это художники, чьи работы тоже в большом количестве хранятся в коллекции нашего музея. Это вот те большие дары, которые были сделаны художниками. Все остальное — это вот так уже единично, скажем: когда проходит выставка, художники нам дарят, и мы всегда радуемся таким подаркам. Вот буквально сегодня, это я вам уже так приоткрываю завесу, бердянский скульптор Василий Васильевич Волков подарил нашему музею несколько своих работ — две из них вы уже можете увидеть в нашей экспозиции, это работа «Воин-монах Ослябя» и «Воронцов».

Наш бердянец Константин Михайлович Бердников, который уже много лет живет и работает в Москве — сегодня он приехал в Бердянск, сейчас он здесь. Вот он тоже хочет сделать подарок нашему музею, чему мы безумно рады, хочу сказать. У него есть и живописные полотна, и графические. А еще у него есть великолепные гобелены огромных размеров. Вот когда у нас была его юбилейная выставка в этом зале, весь большой зал был отдан под его работы. У него работы, я всегда говорю, такие вот философские, там думать надо, это интересно. Он безумно любит Бердянск и Азовское море. Это все видно в его работах.

Цепляюсь за реплику, что «думать надо». Мы же понимаем, что картины — это, действительно, не только «порадовать глаз», но и все-таки какую-то мысль человеку зародить, зерно посеять?

Картины, на самом деле, это такой объемный пласт, это, можно сказать, и история, и философия, это много чего. И это все в одном произведении искусства может быть.

ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА

Если взять Бродского, то был такой период, когда его сравнивали, называли русским Давидом. Жак-Луи Давид — французский художник, был придворным художником Наполеона Бонапарта. И этот художник фиксировал все самые значимые события Франции того времени. И я всегда говорю, что если сравнивать Бродского, то его произведения можно назвать документами в живописи. Потому что, глядя на портреты, а Бродский был великолепным портретистом, если говорить о его портретах, то это — Ленин в первую очередь, Сталин, Фрунзе, Ворошилов, Калинин, Молотов и так далее, то есть практически вся политическая элита прошлого столетия. Их портреты смело можно назвать, действительно, документами. Вот только глядя на эти портреты, выполненные Бродским, можно увидеть, как выглядели эти люди, даже не глядя на фотографию. А фотографий было не так много в то время: это же было только начало развития всего. Поэтому Бродский действительно в своих полотнах документировал нашу историю: и съезды, и выступления Ленина на том же Путиловском заводе и так далее. Да, произведения Бродского вызывают много вопросов, но как бы ни было, это действительно часть нашей истории. И если говорить о творчестве Бродского, например, Бродский до 1917 года и работы Бродского после 1917 года, — это разный Бродский. До 1917 года — это пейзажи, это больше лирика. А после 1917, когда произошла революция… Вот почему Бродского называли еще придворным художником, Кремлевским художником. Потому что писал он портреты таких людей. И вот был такой период, когда Бродского назвали русским Давидом.

При этом, навсегда сроднившись с Ленинградом, он не забывал свою малую родину, всегда заботился о родном селе — о Софиевке. На свои собственные средства он провел электричество в село. И всегда поддерживал музей в Бердянске. И будучи уже директором Академии художеств, он организовал своим ученикам творческую поездку сюда, они приезжали, очень много писали на пленэрах, и часть этих работ Бродский закупил. И этими работами он пополнил коллекцию музея. И эти работы мы довольно часто показываем.

НОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ

Мы знаем, сегодня время такое: современный человек разлюбил библиотеки и музеи, перестал читать. И, в связи с этим учреждения культуры начали использовать новые методы вовлечения местного жителя. Какие новые методики используете вы для того, чтобы интересно было людям сюда приходить?

—Всевозможные! Ну, скажем так, мы и от старых не отказываемся. Ну, начнем с самых маленьких наших посетителей. Дети далеко не все сразу воспринимают, поэтому мы им рассказываем сказки о художниках. Часть сказок я написала сама. Например, о Бродском я написала сказку. Потому что рассказывать ребенку, как художник женился, крестился — ребенок не поймет это. А в сказке, где за основу взята его картина, которая находится в нашей же коллекции — дети очень хорошо это воспринимают. У нас в большом зале находится замечательный мультимедиа-экран, который появился при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Во-первых, в нем уже запрограммированы три музея: Третьяковская галерея, Русский музей и Пушкинский музей. Сто шедевров каждого музея. И люди просто приходят к нам посмотреть на эти произведения искусства. Они прекрасного качества, они там оцифрованы. Это как планшет- можно листать. Там есть информация о каждом полотне, и таким образом, вот вам, пожалуйста, — виртуальное путешествие в тот или иной музей, потому что не у всех есть возможность уехать куда-то и увидеть своими глазами. Он позволяет очень быстро выводить на экран презентации с интернета и с носителей. Это безумно удобно. Мы им настолько активно пользуемся, что мы теперь даже не представляем, а как же мы жили без него!

Мы за современные технологии, это то, к чему стремится наш музей. Моя мечта — это создать что-то типа виртуальной экскурсии, показа, конечно, не всего — какая-то интрига должна быть, чтобы, увидев это, люди захотели к нам приехать и увидеть воочию. Ведь какого бы качества полотно не было — оцифрованное, красивое, но ни одно видео, ни одна фотография не передаст вам живого общения с полотном. Это живое существо, я не побоюсь этого слова. Потому что художник, когда пишет, его часть остается там. Это не красивые слова, это действительно так. Я всегда сравниваю полотна с иконами в храме, как бы это ни звучало. Когда мы приходим в храм, иконы вызывают абсолютно разные чувства у людей: кто-то начинает плакать, у кого-то это какие-то эмоциональные всплески, либо наоборот, умиротворение какое-то. То же самое испытывают люди, попав в музей и увидев настоящие живые полотна. Не фотопечать на холсте, а живое полотно!

В 2008 году, когда я пришла работать в этот музей, и когда я увидела работы Бродского, полотна XIX века, вот хотите — верьте, хотите — нет: мы проходили через зал, я делала вдох вначале и выдыхала в конце. Вот настолько для меня это было ценно. Я рассматривала каждый мазок, возможно потому, что я сама рисую, — это настолько интересно. Вот вы посмотрели какой-то старый фильм уже 156 раз и на 157-й смотрим, и потом — мы или плачем или умираем со смеху. Потому что в очередной раз мы для себя открыли что-то новое. То же самое происходит с полотнами. Картина как висела, так и висит, ничего не поменяется. Но вы придете в следующий раз с другим настроением, с другим каким-то внутренним состоянием, и вы найдете точку какую-то, мазок какой-то на холсте, который вообще перевернет ваше мировоззрение. Вот для чего нужны художественные музеи.

Фото: Запорожское агентство новостей

Конечно, мы все знаем, что это — и культурные центры, это и нравственное воспитание наших детей и так далее. Но это еще и история, которая находится в этих же полотнах. Не зря же всегда так говорят, что какие бы важные события в стране не происходили, например, полетел Юрий Гагарин в космос в 1961-м году, тут же — марки, открытки, стихи, посвященные космосу, музыка и, конечно, художники — это полотна с определенной тематикой. Любые события тут же отражаются в искусстве. Но проходит время. И потом то, что отображалось на сегодняшний день, это уже стало частью истории. И уже наши потомки смогут увидеть, как жили их предки 100 лет назад, какие были яркие события. Поэтому хочется расширять границы — географию нашу расширять, чтобы как можно больше было у нас посетителей. Мы очень рады этому.

СОТРУДНИЧЕСТВО С КОЛЛЕГАМИ ИЗ РЕГИОНОВ

Мы открыты к сотрудничеству. На сегодняшний день мы сотрудничаем, например, с Государственным театральным музеем имени Алексея Бахрушина, Мы сотрудничаем с музеем Василия Дмитриевича Поленова, с Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств города Санкт-Петербург. Там же, в Санкт-Петербурге, находится квартира музея Исаака Израилевича Бродского. Здесь он родился, здесь его родина, а там он жил и работал всю свою жизнь, там же он и захоронен — конечно, мы сотрудничаем. Таких музеев всего два — Бродского в Бердянске и квартира Бродского в Санкт-Петербурге.

О ПЛАНАХ МУЗЕЯ

Хочется еще создать электронный каталог работ. При всем своем желании, показать все экспонаты одновременно мы не можем физически — площадь не позволяет. А вывести на экран предметы, и чтобы люди могли приходить и смотреть, конечно, это тоже интересно.

Есть необходимость в расширении площадей? Хотелось бы вам, чтобы еще были выставочные залы?

Это самый больной вопрос. Конечно, хотелось бы! И чем больше — тем лучше. Потому что у нас есть и скульптура, нам есть что показать, но площадей нам не хватает. Сейчас у нас немного сложное время, нужно подождать — все будет хорошо, Победа точно будет за нами. И очень хочется показать то, что спрятано в фондах. Потому что вся коллекция и то, что находится в фондах, — это и есть достояние всего народа. И это нужно показывать. Об этом говорил наш президент Владимир Владимирович Путин. И мы тоже к этому стремимся. Поэтому, конечно, хочется расширить наши площади. Очень хочется.

Если в 2022–2023 году художники ехать к нам боялись: нужно же было довести эти полотна к нам в безопасности, то на сегодняшний день очень приятно, что к нам уже обращаются и хотят привезти свои работы. Сейчас у нас работает выставка петербургской художницы Ольги Никитиной. Настоящие полотна. Поэтому это очень радует нас.

Гордитесь ли тем, что художественный музей в Запорожской области пока только у вас в Бердянске?

Не просто горжусь. Я вот так с широко раскрытыми крыльями, с гордо поднятой головой об этом говорю. Кстати, Бродский, когда открыл музей, он был лучшим в округе. Он таким и остается. Никого не хочу обидеть, но то, что подарил Бродский, — коллекцию этих работ, действительно, это гордость музея. Сейчас к нам приезжает очень много гостей из Москвы, Петербурга и других очень больших городов. И когда они видят то, что у нас находится в залах, они говорят: «Мы даже представить себе не могли, что в небольшом городке есть такая великолепная коллекция». Конечно, это не Третьяковская галерея, но нам тоже есть что показать.

Фото: Запорожское агентство новостей

Удалось ли вашим сотрудникам выехать на обучение в регионы России по музейному делу? Или маловато?

— Маловато, маловато. Необходимо больше. По мере возможностей стараемся, конечно, но пределу совершенства нет. Вы же понимаете, учиться нужно все время, потому что раньше были одни требования, сейчас — это совершенно другие. И мы рады, мы впитываем это как губка, но постепенно: все сразу в любом случае не получится.

Вы возглавляете и Союз художников Запорожской области. Скажите, может ли Запорожская область рассчитывать на то, что у нас появятся современные хорошие художники?

— Да, конечно. Для этого, в общем-то, я думаю, Союз и был создан — для того, чтобы искать новые имена, открывать, и чтобы все о них знали. Если учесть специфику нашу: город маленький. Сейчас есть костяк, но, конечно, этого мало: нас сейчас 17 человек. Конечно, хочется расширяться и чтобы наша команда росла.

Мы знаем, — и в Питере, и в Москве есть целые улицы, где художники выставляют свои произведения искусства. Возможно ли, что в Бердянске на центральной улице действительно будет музей под открытым небом?

Так было раньше — художники выносили свои работы. У нас проспект Ленина есть, он как раз упирается в Приморскую площадь — там очень красивое место. И вот такой Бердянский вернисаж у нас был своего рода. Как второй музей под открытым небом. Художники всегда все лето выносили свои работы и выставляли их. Сейчас время немножко другое. Но я думаю, что в будущем возродится эта такая добрая традиция. Люди, когда гуляли, я думаю, они получали колоссальное удовольствие. Во-первых, покупали полотна, то есть вот такая память о Бердянске была. Но я думаю, все у нас в будущем еще обязательно будет.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

Есть традиция — в День музеев проводить такое интересное, уникальное мероприятие, как «Ночь в музее». К сожалению, пока у нас действуют комендантские часы, но, в принципе, задумывались вы о том, что однажды проведете такое мероприятие? Есть ли у вас уже планы как это будет?

Есть у меня такая идея, но в данный момент у нас нет такой возможности ее провести. А вообще, это очень интересно. У нас уже было три знаковых мероприятия: два — посвященных Дню Победы, и в позапрошлом году, ко дню рождения музея, 8 ноября, мы «оживили» пять полотен: главные герои находились рядом с полотном, у каждого героя были свои слова. А я танцевала лезгинку, потому что оживляла работу Бродского, которая называется «Молодой горец в папахе». Это действительно было интересно. А тут, конечно, нужно написать сценарий, нужно продумать, как все это будет, но все реально, и однажды это произойдет.

Что пожелаете своим коллегам и посетителям в Международный день музеев?

В Международный день музеев хочу пожелать всем без исключения большого интереса к искусству, истории и традициям. Пусть в музеях никогда не будет пусто. Пусть каждый поход в это удивительное место дарит массу впечатлений, положительных эмоций, увлекательных приключений и важных открытий.

Давайте тогда напомним жителям и гостям города Бердянска, когда в какие дни можно посетить музей.

Наш музей работает с 8 часов утра до 17:00. С 12:00 до 13:00 — обеденный перерыв. Рабочие дни — со вторника по субботу включительно. Два выходных — это воскресенье и понедельник. Милости просим, мы будем рады. Нам есть, что предложить гостям.