Мелитополь, 15 января — ЗАН. Обозреватель The Hill, которое считается одним из наиболее авторитетных политических изданий США, Марк Уиттингтон в авторской колонке высказывает мнение, что отличным способом «смазать» переговоры США и России по украинскому кризису станет включение «ну очень щедрого» предложения вновь разрешить сотрудничество по линии НАСА. А дальше автор начинает откровенно отдаляться от земли.
Перегрузка
Опираясь на мнение экспертов филадельфийского Института изучения иностранной политики, Уиттингтон пишет про «санкционное давление, эмбарго на сложное промышленное оборудование, финансовые ограничения из-за большого количества параллельных проектов, нехватку рабочий силы, а главное отмену сотрудничества с Западом в космической отрасли». Все это, считает он, разъедает российскую космическую программу.
Обозреватель The Hill совсем упускает из виду, что ВВП России растет быстрее, чем в странах Запада даже под санкциями. И, как следует из программы Правительства, до 2030 года его годовой прирост составит около 3%. Упускает он из виду, что «сложное промышленное оборудование» для космоса Россия производила всегда сама, «деликатное положение», в которое попало НАСА с необходимостью закупать впрок двигатель РД-180, лишь доказывает это.
Хороших кадров не хватает всегда и всем, но это именно США в ходе космической гонки ХХ века дали МГТУ им. Баумана прозвище «Рокет колледж». И да, в прошлом году к уже имеющимся научным площадкам он получил новейший кампус за 140 тысяч. кв метров, где развернули самую современную лабораторию по подготовке кадрового резерва страны.
Тезис о том, что у России в рамках космической программы очень много проектов, поэтому без НАСА и Запада с Земли она не улетит в комментариях не нуждается из-за абсурдности.
А проектов действительно много. Всего Воздушно-космические силы и Роскосмос в 2024 году провели 24 пуска, все успешно. После 25 декабря на орбиту был запущен спутник «Ресурс-П», который будет осуществлять мониторинг хозяйственной деятельности. Существуют орбитальные лаборатории изучения космоса. Идет подготовка к развертыванию Российской орбитальной станции, ее первый модуль будет выведен уже в 2027 году. Кроме того, достигнуты принципиальные договоренности с Китаем о совместных пилотируемых полетах на Луну и строительстве там базы. Стоит отметить, что этот проект крайне сложен и требует новых материалов и технологий, в первую очередь из-за необходимости обеспечить безопасное длительное пребывание космонавтов в условиях космической радиации.
В стыковке отказано
А далее Уиттингтон совсем уходит в отрыв, вспоминая, что генеральный конструктор, а, по сути, отец практической космонавтики Сергей Королев «был украинцем», а теперь вот на украинской территории конфликт и как быть. Действительно Королев родился в Житомире, один раз в анкете, в Киевском политехе записал себя украинцем, хотя после, уже на работе в Москве, писал в «пятой графе» русский. Данный спор редко утихает, однако спорящие упускают, что в первую очередь на протяжении всей свой жизни он был советским.
Обозреватель также дает понять, что разработанная Королевым ракета-носитель Р-7 в разных модификациях совершила уже 2000 стартов, что якобы говорит об устаревании системы. И действительно Р-7 от «Союз-2.1б» визуально отличается мало — «труба», по бокам еще 4 «трубы», сверху обтекатель — да, чуть подросла. Внутри с 1958 года сменилось полтора десятка поколений технических решений: с диодных ламп и тумблеров на цифру перешли. Но нет, на Р-7 похожа, а значит старая.
А потом в The Hill вообще путают Россию с киевским режимом. «Наиболее квалифицированные российские инженеры и ученые живут в страхе, что могут оказаться в мясорубке на фронте», — кошмарит читатель Уиттингтон. Очевидно, он видел много записей, как людоловы хватают мужчин на улицах, но не понял, что это был не подмосковный Королев, а Днепропетровск.
Жесткая посадка
Спасением от всего этого он называет возобновление сотрудничества с Западом, в том числе по программе «Артемида», которая предполагает высадку на Луне.
Пока из наиболее успешных проектов в космосе у США можно считать развертывание спутниковой группировки Starlink, которую заявили как интернет для всех и каждого, а в итоге она оказалась средством управления войсками. Есть хорошие наработки по космическим телескопам — проект «Хаббл» оказался успешным, новое поколение в виде «Кеплер» и «Джеймс Уэбб» вообще позволяет рассмотреть экзопланеты у далеких звезд. Есть еще работающие марсоходы.
Но собственной орбитальной станции у США не было никогда. Попытки команды Маска создать именно красивый скафандр, ведь русские «Орланы» выглядят как шкафы, столкнулись с реальностью негнущихся суставных шарниров и «пуповины» подачи воздуха. Ситуация с астронавтами, которые вместо недельного тестового полета на «Боинге» могут стать рекордсменами по непрерывному нахождению на орбите, уже стала отдельным поводом для грустных шуток.
В сухом остатке: это не России и Роскосмосу нужны США и НАСА для продолжения программ. Все ровно наоборот. Как немецкий промышленник ждет относительно дешевый газ с Ямала, так и Лаборатория реактивного движения в Калифорнии не прочь вновь восстановить научный обмен. Но это все надо красиво продать обывателю, и не США очень надо, а России разрешили. На что только не пойдешь ради идей мира и возможности снять Зеленского с бюджета.
Постскриптум
Также стоит обратить внимание, что английский фразеологизм «пообещать Луну» полностью соответствует русской «наврать с три короба».
Обозреватель Запорожского агентства Иннокентий Курасов.