Мелитополь, 20 ноября — ЗАН. Дональд Трамп сегодня в 20:00 по московскому времени произнесет слова клятвы и официально станет президентом США. И это его проблемы. Не все, краткий список наиболее острых.

В наследство долговые расписки

Трамп известен умением налепить прозвища оппонентам. «Спящий» Джо Байден и «тупая как пробка» Камала Харрис, которых он с Джей Ди Вэнсом меняет в Белом доме, оставляют, мягко говоря, отягощенное наследство.

База всего — экономика. Надо понимать, что США все еще очень сильная в хозяйственном плане страна, а главное там находится долларовый печатный станок. Но надо понимать и тот факт, что уже долгое время этой экономикой рулят под девизом «Напечатаем и купим!». Покупали все: ресурсы, кадры, технологии.

На Президента России Владимира Путина в Вашингтоне ополчились как раз за то, что он и сам за доллары торговать не хочет, и другим настоятельно не советует. Слишком жирно менять настоящие ресурсы на нолики в компьютере. К тому же США еще взяли моду с санкциями играть в «дам — не дам».

Госдолг при Байдене рос, но это не новость, так происходит с создания Федрезерва. Проблема в том, что расти он начал запредельными темпами и в среднем за последний год прибавлял триллион примерно каждые 150 дней. Страну Трампу сдают с расписками на $36,4 трлн. Это без учета долгов домохозяйств, студентов, автокредитов, ипотеки, и, конечно, биржевых игр с деривативами. Страна перезаложна более чем на 100% ВВП. Внешнеторговый дефицит хронически не поднимается выше отметки минус $60 млрд в месяц. Но и это все еще не главное.

В прошлом году произошло знаменательное событие — годовые расходы по статье «обслуживание госдолга» обогнали расходы «на безопасность», превысив триллион на одни только проценты.

В наследство Трампу достались и два термоядерных заряда под фундаментом Уолл-Стрит. Столпы американской мечты Boeing и Intel в крайне затруднительном положении, уже поговаривают о действиях государства для их спасения. Стратегический резерв нефти Байден для стабилизации цен на бензин ополовинил. Еще одним нехорошим симптомом можно назвать позицию владельца фонда Berkshire Hathaway легендарного спекулянта Уоррена Баффета. Его организация держит на пиковых показателях объем свободной наличности. Это говорит о том, что биржевая акула ставит на понижение и ждет момента обвала для покупок со скидкой.

Вишенкой на этом торте можно считать отсутствие федерального бюджета. Да, США с 1 октября, когда идет отсечка финансового года, живут на временных «заплатках», которые вырезают в Конгрессе и подшивает президент. У Трампа и республиканцев есть примерно 10 недель, чтобы найти выход, иначе весь госаппарат останется без денег. А это как раз те самые 100 первых дней, по которым в США принято судить об эффективности президента.

Сам новый глава государства уже публично жаловался на все это. По его словам, дефолт должен был произойти при Байдене и демократах, но его спихнули с больной головы на новую администрацию.

Наследие социальное

Избирательную кампанию 2024 года в США можно считать не просто грязной с точки зрения пиара, а недопустимой для страны, которая заявляет о демократии. Одно то, что главный кандидат парой сантиметров разминулся со смертью, когда пуля лишь оцарапала ему ухо, говорит о многом. О еще большем говорит то, что часть общества откровенно высказывала разочарование неудачей стрелка.

Суть кампании свелась не к выбору лучшего кандидата, а к соревнованию за звание менее ненавидимого политика.

Опросы показывают, что две трети населения США уже продолжительное время отрицательно отвечают на вопрос «Туда ли идет Америка?». Речь касается всего спектра проблем: безработица, инфляция, преступность, нелегальная миграция, военная политика, коррупция или же работа системы здравоохранения.

С последней связан свежий резонансный скандал вокруг убийства главы крупнейшего страховщика страны UnitedHealthcare Брайана Томпсона. Однако обвиняемый в преступлении Луиджи Манджоне вместо общественного осуждения стал героем для той части американцев, а она весьма велика, кто не может оплатить медицинское страхование и лечение.

Отдельной колонной сопротивления весьма консервативному Трампу станет ЛГБТ-повестка (движение запрещено в РФ), воук-движение и сторонники «критической расовой теории», которые, по сути, продвигают дискриминацию белых людей, и белых мужчин в особенности.

До выборов желание воспользоваться правом на выход из США декларировали в центральных республиканских штатах. После выборов об этом, вполне возможно, уже могут заявить в штатах Восточного и Западного побережья.

И да, «демократы» безусловно не будут сидеть сложа руки. Кресло под Трампом начнут шатать с первых же минут, тогда к следующей избирательной кампании кандидат от демов уже будет и не так плох. Никуда не делось и «Вашингтонское болото глубинного государства», с которым Трамп воевал весь первый срок.

Наследие международное

Плох тот президент США, который внутренние проблемы не пытался перебить действиями на внешней арене — война все спишет. Однако войн нынче столь много, что Трампу проще сыграть миротворца.

Его лозунг «Закончу украинский конфликт за день!» потускнел, теперь сроки чуть длиннее. Всегда стоит помнить слова министра обороны США Ллойда Остина, который, выпрашивая деньги на вооружение киевского режима, говорил, что отличные ребята в 17 штатах получат заказы и работу. Львиная доля ассигнований никогда не выходит из США. Это военные заказы, налоги и оплата военных инструкторов, киевский режим же получает подлежащую утилизации технику, которая до этого каталась где-то в Афганистане и уже списана.

Сложности у Трампа и в Азии. И главная проблема тут торговля с Китаем, ее дисбаланс США уже не могут сносить безболезненно, но пока даже красные кепки с лозунгами трампистов делают на одном из китайских заводов. Санкции не помогают, переговоры зависают, демократы продолжают демонстративно летать на Тайвань.

Еще есть Израиль и Иран, в Сирии вооруженные Пентагоном боевики сражаются с боевиками, которых готовило ЦРУ, мексиканские картели на переправке людей через границу США зарабатывают больше, чем на наркотиках, деградирующая Европа и высасывающая деньги НАТО. Как это все решить? Правильно — сделать Канаду 51-м штатом и купить Гренландию. Шаг, который безусловно решает все проблемы. И, наверное, мир бы согласился на это в обмен на «Доктрину Монро 2.0» — США уходят из всех глобальных процессов, оставляя себе лишь Северную Америку, занимая свое место в многополярной архитектуре.

Все это лишь перечень самых очевидных проблем трамповской администрации, к которым его окружение хотя бы в теории готовится. А еще есть и «черные лебеди», которых не учли до сих пор. Так что на 79-м году жизни этот энергичный политик ввязался в очень непростую игру. Критиковать «демократов» легко, решать накопленные за десятилетия проблем США сложнее. В свой первый срок он не преуспел, извлек ли он из этого уроки покажет ближайшее будущее.

Обозреватель Запорожского агентства новостей Иннокентий Курасов.